Консультация для родителей «Навыки самообслуживания детей 4- 5 лет»
08.10.2024
Подготовила Н.В.Талыбова,
воспитатель МБДОУ д/с №64
Самообслуживание — это начало трудового
воспитания дошкольника. Формирование навыков самообслуживания имеет
первостепенное значение для психического развития ребенка в целом. Овладение
навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой,
пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться и т. п.)
напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его
независимости.
Трудовое воспитание является важным средством всестороннего развития
личности дошкольника. Основная цель
труда заключается в его воспитательном влиянии на личность ребенка.
Труд оказывает влияние и на умственное развитие ребенка, так как требует
сообразительности, инициативы, активного восприятия, наблюдательности,
внимания, сосредоточенности, тренирует память. Труд развивает мышление, ведь
ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он
имеет дело.
Труд детей в детском саду многообразен. Это
позволяет поддерживать у детей интерес к деятельности, осуществлять их
всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда:
ü
самообслуживание,
ü
хозяйственно–бытовой труд,
ü
труд в природе,
ü ручной труд.
Труд детей дошкольного возраста в детском саду
организуется в трех основных формах:
1. Поручения. Это задания, которые воспитатель эпизодически даёт одному или
нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие
опыта, а также воспитательные задачи.
2. Дежурства. Эта форма предполагает обязательное выполнение ребёнком работы, направленной
на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств,
что обеспечивает систематичность их участия в труде.
3. Коллективный труд. Наиболее сложная форма организации труда детей. Она широко
используется в старшей и подготовительной группах детского сада.
Трудовое воспитание в детском саду
начинается с формирования у детей навыков самообслуживания, направленных на удовлетворение их личных
повседневных потребностей. В процессе самообслуживания у детей формируются
самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам,
культура поведения. Овладев навыками самообслуживания, ребенок не только может
обслужить себя, но и приучается к аккуратности.
Дети в возрасте 4-5 лет совершенствуют навыки,
которыми они овладели в младших группах. Так, ребята самостоятельно одеваются и
раздеваются, вешают и складывают одежду, моют с мылом руки после прогулки и
перед едой, пользуются во время еды столовыми приборами и т.д. При этом
необходим контроль со стороны взрослого за правильным выполнением детьми
операций по самообслуживанию.
В младшей группе в процессе выполнения
поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали
более самостоятельными при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в
начале года ввести дежурства по столовой. Во второй половине года вводятся
дежурства по подготовке к занятиям.
В средней группе воспитатель поручает
детям самостоятельно убрать игрушки, подмести дорожки, сгрести листья на
участке. Эти задания более сложны, так как содержат в себе не только несколько
действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы,
определить последовательность ее выполнения, выбрать необходимые инструменты
т.д.).
У дошкольников достаточно прочно сформировано понятие «надо». Они понимают
и могут рассказать, для чего необходимо мыть руки, чистить зубы, причёсываться,
не разливать воду в туалетной комнате и не шалить и т.д. Но ребятам в этом
возрасте сложно воспринять труд как деятельность, основанную на воле,
дисциплине. А поскольку игровые образы помогают детям выполнять работу с
большим интересом, важно установить связь между трудом и игрой.
Нужно предоставлять дошкольникам больше
самостоятельности в самообслуживании, но при этом помнить: приём объяснения и
показа способа действий на данном этапе занимает важное место. Необходимо учить
детей устанавливать причинно-следственные связи, а также делать собственные
выводы, опираясь на конкретные примеры. Например, если я надену сначала куртку
и штаны, потом мне будет неудобно надевать сапоги. Или: если я неаккуратно
сложил вещи в шкафчик, во время подготовки к прогулке мне будет трудно найти
нужную вещь.
Стоит отметить, что положительного эффекта
можно добиться только систематическим контролем за действиями каждого ребёнка в
сочетании с обращением к положительному примеру, а также доброжелательным
напоминанием и терпеливым отношением к самостоятельной деятельности детей.
Поскольку дети к 4-5 годам овладевают
основными навыками по самообслуживанию, перед ними ставится задача по оказании
помощи другим ребятам (в том случае, сели другой ребёнок не может справиться с
работой сам): застегнуть молнию на куртке или сзади на платье, помочь надеть
перчатки или варежки, завязать шапочку, застегнуть пуговицы на кофте и т.д.).
Формирование у детей
культурно-гигиенических навыков является одной из важнейших задач
трудового воспитания. Необходимо с раннего возраста формировать у детей навыки
самообслуживания (как в семье, так и в детском саду). Для того чтобы достичь
поставленной цели, необходимо соблюдать следующие условия:
ü непрерывность
воспитательного процесса,
ü единство требований со
стороны взрослых,
ü активное участие
родителей в процессе обучения детей основным навыкам самообслуживания, а также
закрепления полученных в саду и дома умений.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 08.10.2024
Дата обновления: 08.10.2024
Дата публикации: 08.10.2024