Роль музыки в системе нравственно – патриотического воспитания дошкольников

03.06.2023

Музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад N64 «Айболит» г. Таганрога

Дорофеева Ирина Владимировна


Как  часто  звучат  в  наше  время  слова:  «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто: «падение нравственности», «деградация общества». Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы нравственно–патриотического воспитания детей. 

Родина, Отечество....В корнях этих слов близкие, дорогие каждому образы: мать и отец, родные места, речь, музыка, история....

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него 

человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек н к родной земле или отдалится от нее - это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. 

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, красоте, истине.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех  человеческих  начал. 

Сохранить  человеческое  в  наших детях, заложить нравственные  основы,  которые  сделают  их  более  устойчивыми  к  нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Общеизвестно, что  дошкольники  очень  эмоциональны.  Это  эмоционально-образное восприятие окружающего  мира  может  стать основой формирования патриотизма. Воспитание чувств патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. 

В нашем дошкольном учреждении нравственно-патриотическому воспитанию уделяется  большое  внимание. 

Я,  как  педагог, осуществляющий музыкальное воспитание  детей,  работаю  в  соответствии  с  государственными  требованиями,  с учетом  основных  принципов  ФГОС,    в  тесном  контакте  с  воспитателями  и специалистами.    

Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребёнка, постольку  она  способна  преобразовывать  его  нравственный  и духовный мир. Использование фольклорных, патриотических произведений в непосредственно образовательной деятельности, в  повседневной жизни детей, в праздниках и развлечениях несёт с собой  более целостное восприятие окружающего мира. Педагоги раскрывают перед детьми их красоту, стараются сделать эти произведения знакомыми и любимыми. 

Образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение. 

Сила воздействия на ребёнка музыкальных произведений возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной  деятельности дошкольника. 

Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и в самостоятельной деятельности.  

Работа по формированию чувства любви к родному краю, стране более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Они не только большие и активные помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребёнка. Ведь самое  большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.  

Используемая мной методическая литература также соответствует федерально государственным требованиям: общеобразовательная программа «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой; Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» авторы И.Каплунова, И.Новоскольцева; программа  «Приобщение  детей  к  истокам  русской  народной культуры»  авторы  О.Л.  Князева,  М.Д.  Маханева,  «Русский  фольклор» Л.Л. Куприяновой, «Музыкальные шедевры» О.П.Радыновой. 

Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить своё добро отношение к тому уголку Родины, в котором он живёт, ребёнку помогает обстановка праздников и развлечений.  Фольклорные праздники – это неотъемлемая часть нашей духовной культуры, и всей жизни. Фольклорные праздники  включают в себя целый комплекс различных видов народного художественного творчества. Сюда входят народные и обрядовые песни, танцы, хороводы, художественное слово, пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, театрализации, народные игры. 

Большие потенциальные возможности нравственно - патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Ребенок дошкольного возраста очень восприимчив ко всему, что дается в яркой увлекательной форме, а потому фольклорные праздники,  которые проводятся у нас в ДОУ – «Осенины»,   «Рождественские  святки»;  «Масленица»; «Посиделки», и др. являются сильнейшим воспитательным  средством приобщения детей к народному фольклору, художественному творчеству. Готовя материал к тому или иному празднику, дети с родителями и педагогами готовят костюмы для выступления, разучивают стихи, частушки, хороводы. Но никогда не знают ход всего праздника. Это и является интригой, которую хотят скорее увидеть и дети и гости.

Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны. 

Интонационные достоинства песен позволяют детям исполнять их как в младшем возрасте, так и в старшем. Разнообразие народных мелодий обогащает музыкально – ритмические  движения детей и придаёт им  определённую окраску. Все мелодии и песни, используемые в  слушании и  ритмической деятельности ребят, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью.

Дети начинают понимать разный характер используемого материала: мелодичные, спокойные песни о природе; задушевные о маме;  глубокие, трагичные о войне; гордые, торжественные о победе, армии; весѐлые, задорные – о детстве...

Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. В нашем саду есть аудио и видео записи народной музыки, сказок, звучания народного оркестра. Таким образом, даются понятия: “народная музыка”, “оркестр народных инструментов”.  В доступной форме рассказываю детям, что песни, сказки, прибаутки люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать, и так они передавались из поколения в поколение. Кто их сочинял –неизвестно. Говорят – народ сложил эти песни, сказки. Поэтому их и называют народными. Старшим дошкольникам называю имена выдающихся русских композиторов: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский - Корсаков, говорю, что эти композиторы использовали народные мелодии в своем творчестве. В ряде случаев мы используем взаимосвязь музыкального и художественного творчества.Хочу такой сайт

Народная музыка включается в совместную музыкально-художественную  деятельность,  когда  дети  создают  декоративные  композиции  по мотивам  народных  промыслов.  Часто включается  и  устный  фольклор  (сказки,  потешки,  пословицы,  поговорки,  загадки,  скороговорки), что  обогащает содержательную и образную сторону речи и стимулирует эмоциональные отклики детей, делает процесс восприятия народного искусства более ярким, глубоким  и осознанным. 

Таким  образом,  приобщая  детей  к  музыкальному  наследию  своего 

народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

Следующим этапом работы в этом направлении является  использование  музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Патриотизм – это уважение и почитание  традиций  родной страны. Суть нравственно-патриотического воспитания дошкольников состоит в том, чтобы посеять и возрастить в детской душе интерес и уважение к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого  зовут соотечественниками. Праздники, познавательные досуги,  совместная  музыкально-познавательная деятельность, проводимая в ДОУ, способствует воспитанию гражданина и патриота  своей страны, формированию нравственных ценностей. 

Нравственное воспитание ребёнка – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери, ведь для ребенка - дошкольника Родина  – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями.  С большой любовью ребята делают для мам подарки, рисуют  их  портреты  и  даже  сочиняют  про  них  стихи  и  сказки.  Песни  о  маме устойчиво вошли в детский репертуар. Нет ни одной песни  про маму, где бы не звучала ласковая, нежная, добрая мелодия, передающая нежность и любовь к единственной на свете мамочке...  Песни о маме устойчиво во шли в детский репертуар. Чувства  малышей  отличаются  простотой,  непосредственностью.  Более сложные чувства у старших дошкольников. Это и гордость за свою маму, и чувство дружелюбия: мама – старший друг и товарищ, и чувство нежной радости, ласкового спокойствия.

Для того чтобы эти песни прочно вошли в жизнь ребенка, я, совместно с 

воспитателями  и  специалистами,  использую  их  в  разных  ситуациях: во  время утренних бесед о маме, после чтения стихотворений о маме, при рассматривании репродукций с изображением матери с ребенком, а также в праздничном концерте, посвященном Женскому дню 8 Марта, Дню матери.

В продолжение этой темы хочется отметить еще один аспект, над которым работает наш коллектив. Это знакомство с малой Родиной. Дети любят узнавать о том месте,  где  они  родились  и  живут  в  настоящее  время.

Показать красоту нашего города нетрудно в любом виде деятельности (будь то прогулка, беседа, экскурсия или познавательная интерактивная игра). Очень важно это сделать умело, в доступной для детей форме.  В моей работе очень важно, чтобы искусство помогало восприятию  окружающего,  развивало  у  детей  чувство прекрасного,  создавало  у  них  определенное  настроение,  воспитывало  любовь  к родному городу и уважение к людям, живущим в нем. Ребенок будет любить и по - настоящему ценить свой родной край, если мы научим его этому. Чувство любви к родной природе – еще  одно из слагаемых  патриотизма. 

Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и  объекты, окружающие ребенка сего появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. 

В нашем детском саду это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, я воспитываю такое же отношение и к образам реальной природы. 

Выразительность  музыкального  языка,  яркость  и  поэтичность  стихов 

помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной  природы.

В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц.

Особое значение в рамках  нравственно - патриотического  воспитания  имеет тема “Защитников Отечества”.  Эта тема  очень любима  детьми,  тем более, что основную массу наших воспитанников составляют мальчишки. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига  советского солдата,  знакомя их с песнями тех  времен. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные в  совместной деятельности  по ознакомлению с окружающим миром, на впечатления от экскурсий к памятнику погибших воинов. Наши  талантливые дошколята  ежегодно выступают на концерте, посвященном празднованию Дня Победы.

Эти мероприятия надолго останутся в памяти ребят и являются важнейшим фактором в формировании их морального облика и духовного воспитания.

Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

Безусловно, эта работа  интересна, многогранна и очень важна.

Поэтому её обязательно нужно продолжать, поскольку встреча с музыкой развивает воображение детей, помогает воспитывать чувство  любви  к  Родному  краю  и окружающему миру. И от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.

Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 03.06.2023

Дата обновления: 03.06.2023

Дата публикации: 03.06.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».