Художественно-эстетическое развитие ребёнка в семье
15.12.2025
Подготовила воспитатель группы
Чешкова Ю.А.
Консультация для родителей
«Художественно-эстетическое развитие
ребёнка в семье»
Эстетические чувства, восприимчивость к
прекрасному не только обогащают жизнь ребенка, его духовный мир, но и оказывают
влияние на его поведение и поступки. Поэтому такое огромное значение имеет
воспитание эстетической восприимчивости во всестороннем развитии личности
ребенка. Следовательно, задача семьи –
развитие у ребенка эстетической восприимчивости ко всему окружающему. Даже
самому маленькому ребенку присущи элементарные эстетические чувства. Он тянется
к красочной, нарядной игрушке, он ощущает удовольствие, слушая веселую песенку.
Очень часто мы слышим от ребенка восторженные восклицания: «Посмотри, какой
красивый цветок!», «Смотри, какая бабочка!». Но, к сожалению, не всегда
обращаем на это внимание.
Как и все способности, способность к
эстетической восприимчивости может быть развита. Ребенок, которому нравится
цветок или бабочка, будет стараться бережно к ним относиться. Уже на основе
этой первичной эстетической восприимчивости у ребенка развиваются эстетические
чувства и отношения, которые являются необходимой предпосылкой формирования
активного гуманистического отношения к окружающему миру. Большое
значение здесь имеет воспитание у него наблюдательности, умения видеть,
рассматривать. Наблюдательность обогащает знания, зрительные представления
ребенка о предметах. Обе стороны, познавательная и эмоциональная, у ребенка
находятся в тесной взаимосвязи. Следовательно, это и является важнейшей
стороной воспитательной работы в семье.
Родителям необходимо помнить, что любая
экскурсия с детьми на природу, прогулки по городу, в парк имеют большое
значение для ребенка. Надо обращать внимание детей на особенности и красоту
отдельных зданий в городе, на их различия, на яркость и красочность того или
иного оформления. Любоваться красотой цветущих деревьев, кустов, цветов.
Замечать перемены, которые происходят в природе: цвет листьев меняется в
зависимости от времени года, перелётные птицы улетают на юг, а потом опять
возвращаются, облака и тучи на небе имеют разный цвет, форму. Умение созерцать
красоту, наслаждаться ею очень важно для развития детского творчества. Объекты
для наблюдения в целях расширения представлений ребёнка о мире, его
изменчивости и красоте найдутся всегда: это и летающие над лугом птицы, и
сидящий на цветке пушистый шмель, и плавно опускающиеся на землю снежинки, и
подгоняемые ветром опавшие листья. Это также имеет большое значение в
пробуждении и укреплении любви ребенка к родной природе, к своему городу, к
своей стране.
Большие возможности для развития художественно –
эстетической восприимчивости дают занятия по рисованию. Здесь очень важен подход
к изобразительности деятельности ребенка в семье.Психологическая особенность детей дошкольного возраста
такова, что «именно рисование предоставляет ребёнку возможность легко выразить
то, что им владеет» (Л. Выготский). Через рисование, через знакомство с миром
искусства можно влиять на формирование у детей старшего дошкольного
возраста художественной культуры, как
части духовной; развивать творческие способности, эстетическое восприятие
окружающего мира, воспитать гармонично развитую творческую личность.
Творческие способности помогают детям отразить свои мечты,
отобразить фантазии через изобразительную деятельность. Любая деятельность
детей, а художественная по своему содержанию особенно, требует соответствующей
организации предметно-пространственной среды. Поэтому так важно для домашних
занятий рисованием правильно подобрать необходимый изобразительный материал и
создать специально оборудованный уголок творчества.
Что понадобится в первую
очередь?
Хорошая плотная бумага
разного формата, гуашь и акварель двенадцати
цветов, кисти (средняя № 3 и толстая №5), жесткая щетинистая
кисть,
простые и цветные карандаши, восковые и пастельные мелки,
фломастеры. Все материалы должны быть безопасными для ребёнка.
Рекомендации родителям по
художественно-эстетическому развитию детей:
- Знакомьте детей с разными видами искусства путём посещения
музеев, картинной галереи.
- Упражняйте в определении жанров и сюжетов живописи: пейзаж,
портрет, натюрморт, сказочный, бытовой, анималистический.
- Создавайте условия для самостоятельного изображения предметов,
животных, растений, транспорт, людей.
- Поддерживайте желание рисовать, лепить, конструировать.
- Знакомьте с основами рукоделия: вышивка, бисероплетение,
вязание.
- Поддерживайте желание слушать музыку, эмоционально откликаться
на неё, передавать свои впечатления.
- Привлекайте детей к театрально-игровой деятельности: создайте
дома театр, разыгрывайте ситуации с игрушками, инсценируйте сказки, стихи,
знакомые литературные произведения.
- Посещайте с детьми театры (кукольный, драматический).
Воспитание
живой эстетической восприимчивости ребенка к окружающему и необходимая помощь в
его изобразительной деятельности, всяческое ее поощрение и продуманная
организация общения ребенка с искусством – все это доступно семье. И это будет
прочным фундаментом дальнейшего эстетического развития личности ребенка.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.12.2025
Дата обновления: 15.12.2025
Дата публикации: 15.12.2025