Пальчиковые игры для речевого развития детей
20.08.2025
«Пальчиковые игры для
речевого развития детей»
Консультация для родителей
Подготовила
Н. В. Талыбова,
воспитатель
МБДОУ д/с №64
Пальчиковые игры – это показ,
инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев рук.
Пальчиковые игры очень помогают подготовить руку ребенка к письму и развивают
координацию. Чтобы еще и развивалась речь, очень важно применять во время игры
небольшие стишки, считалки, песенки. Ни одному взрослому не составит труда
самостоятельно наложить любой стишок на пальцы, а это значит – придумать
сопровождающую речь на движения для пальчиков.
Начинать необходимо с
простых упражнений, а затем постепенно усложнять. Именно благодаря пальчиковым
играм ребенок получает сенсорные впечатления, у него развивается способность
сосредоточиться. Любые игры с пальчиками стимулируют речь ребенка, развивают
творческие способности и фантазию. Чем лучше развита мелкая моторика,
тем лучше ребенок говорит.
Речь ребенка
улучшается именно тогда, когда движения его пальцев достигают точности. Это
происходит потому, что рука – самое большое «представительство» в коре
головного мозга. Используя пальчиковые игры, необходимо придерживаться двух
принципов обучения: «от простого к сложному» и «самостоятельно по
способностям». Этот союз позволит разрешить в игре сразу несколько проблем,
связанных с развитием творческих способностей:
ü пальчиковые игры могут
«дать пищу для ума»;
ü они всегда создают
условия, опережающие развитие способностей;
ü выполняя
самостоятельно, ребенок развивается наиболее успешно;
ü они могут быть очень
разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят
принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;
ü играя в эти игры со
своими детишками, папы и мамы, бабушки и дедушки, а также все специалисты,
работающие с детьми, незаметно для себя приобретают очень важное умение –
сдерживаться, не мешать, ребенку самому размышлять и принимать решения, не
делать за него то, что он может и должен сделать сам.
Практика показала, что
при ежедневном введении в развитие детей пальчиковых игр темп умственного
развития детей может возрасти. Естественно, что только пальчиковыми играми
нельзя достичь желаемых результатов. Это одно из средств развития мелкой
моторики и речи, и оно будет тем действеннее и полезнее, чем меньше будет
противоречий между принципами, которые легли в основу этих игр, и принципами,
на которых строится вся система обращения с детьми в семье или в том месте, где
дети воспитываются.
Этапы разучивания пальчиковых
игр
1.
Взрослый сначала сам показывает игру ребенку.
2.
Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребенка.
3.
Взрослый и ребенок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает
текст.
4. Ребенок выполняет
движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
Рекомендации к проведению пальчиковых игр
1.
Взрослому важно выполнять упражнение вместе с ребенком, при этом
обязательно показывать увлеченность взрослого игрой.
2.
Текст необходимо разучивать наизусть постепенно.
3.
Уже выученные упражнения важно постепенно заменять новыми.
4.
Если ребенку понравилась игра, её можно использовать постоянно и
возвращаться к ней по желанию самого ребенка.
5.
Не ставьте сразу несколько задач перед ребенком, так как у детей
ограниченный объем внимания, и, если он не справится с поставленной задачей,
это отобьет у него интерес к игре.
6.
Не заставляйте ребенка играть в игру, если он не хочет. Попробуйте узнать
причину отказа или поменяйте игру на новую.
7.
Перед игрой очень важно обсудить её содержание, отрабатывая при этом нужные
движения и жесты. Это поможет подготовить ребенка к правильному выполнению и
создаст эмоциональный настрой.
8.
Перед самым началом игры разогрейте с детьми ладошки, используя
поглаживание.
9.
Упражнения нужно выполнять в медленном темпе, сначала одной рукой, потом
другой, а затем уже двумя руками вместе.
10.
Выполняя упражнение, обязательно вовлекайте все пальцы рук.
11.
Следите за правильным выполнением упражнения и постановкой кисти руки.
12.
Упражнения должны выполняться ребенком с легкостью, без напряжения.
13.
Используйте доброжелательный и спокойный тон, если ребенок не справляется,
обязательно окажите ему помощь.
14.
Никогда не принуждайте! Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если
возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
Желаем успехов!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.08.2025
Дата обновления: 20.08.2025
Дата публикации: 20.08.2025