Консультация для родителей «Оздоровительная летняя работа»
16.06.2025
Консультацию
подготовила
воспитатель
группы общеразвивающей направленности
Кононова
Ю.В.
Летнюю работу с детьми в
дошкольном учреждении принято называть оздоровительной. Этим определяется его
основная цель и задачи. Важно всесторонне использовать благоприятные для
укрепления здоровья детей условия летнего времени и добиться, чтобы каждый ребенок
окреп и закалился. Успех летней работы определяется, прежде всего, тем,
насколько своевременно подготовился к ней коллектив дошкольного учреждения.
Очень важно при подготовке к лету выяснить, кто из воспитанников проведет все
лето или часть его вместе со своими родителями и не будет временно посещать
детский сад. «Сильный, но не закаленный человек подобен крепости с толстыми
высокими стенами, в которой забыли поставить ворота» - гласит народная
мудрость.
Здоровый образ жизни —
это рациональное питание, занятие спортом и, конечно же, закаливание. Рост
числа часто болеющих детей, особенно в возрасте до 3 лет, в нашей стране за
последние годы делает эту проблему чрезвычайно актуальной. Закаливание детей
летом – один из действенных методов укрепления иммунитета и профилактики
заболеваний. Не поздно закалять свой организм в любом возрасте, но лучше
начинать с дошкольного, так как это период, когда закладываются основы
здорового образа жизни, формируются правильные привычки, которые в сочетании с
обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья,
приведут к положительным результатам. Так что же такое закаливание? Закаливание
– это прекрасное и доступное средство профилактики заболеваний и укрепления
здоровья.
Цель
закаливания – выработка способности организма
реагировать должным образом на изменение окружающей среды, развивать
выносливость организма ребенка.
Принципы закаливания:
- Систематичнось использования закаливающих процедур.
- Постепенность увеличение силы раздражающего воздействия.
- Последовательность в проведении закаливающих процедур.
- Учёт индивидуальных особенностей ребенка и состояние его здоровья.
- Комплексность воздействия природных факторов.
- Положительно – эмоциональное отношение ребенка к закаливающим процедурам.
Правила и противопоказания
Закаливание в детском саду может проводиться при определенных условиях:
1) Закаливание должно проводиться регулярно. Перерыв в закаливании уменьшает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.
2) Закаливание начинается со слабых раздражителей и затем переходит к более сильным. Это касается постепенного понижения температуры воды, например, в ванночках для ног или температуры воздуха в помещении.
3) Закаливание должно учитывать индивидуальные особенности организма и здоровья ребенка. Залогом успешного закаливания является также положительный настрой ребенка.
4) на закаливание в детском саду должен дать «добро» врач.
Последний пункт особенно важен, ведь существует еще и ряд противопоказаний,
когда закаливание ребенку не рекомендуется, а именно: - если еще не прошло пяти
дней после заболевания или профилактической прививки; - если еще не прошло двух
недель после обострения хронического заболевания; - карантин в детском саду; -
повышенная температура у ребенка вечером; - страх у ребенка перед закаливанием.
По
каким признакам определить, эффективно ли закаливание?
1) Настроение –
жизнерадостное, спокойное, ребенок нормально реагирует на окружающее.
2) Самочувствие - бодрое,
ребенок всегда готов к действию, активно участвует во всех играх и занятиях.
3) Утомляемость –
нормальная, наблюдается умеренная усталость.
4) Аппетит - хороший,
активно ест все предлагаемые блюда, во время еды не отвлекается.
5) Сон – спокойный,
глубокий, засыпает быстро (через 5 – 15 мин.), во время сна отмечается
расслабления мышц, ребенок не пробуждается от звука и света.
Закаливающие
мероприятия подразделяются на общие и специальные. Общие включают правильный
режим дня, рациональное питание, занятия физкультурой.
К
специальным закаливающим процедурам относятся:
Закаливание
воздухом (воздушные ванны), солнцем (солнечные ванны) и водой (водные
процедуры). Летняя оздоровительная работа в условиях ДОУ Лето — пора солнечных
ванн. Ведь пребывание ребенка на свежем воздухе 2,5 — 3 часа обеспечивает
организм суточной нормой витамина D. Лучшее время для солнечных ванн с 9 до 11
часов или с 16 до 18 часов. Но стоит придерживаться принципов дозированного
пребывания на солнце. Водные процедуры — одно из оздоровительных мероприятий. В
комплексе с воздухом и солнцем они самые эффективные. Однако в детском саду к
применению всех видов и методов закаливания следует подходить дифференцированно
и индивидуально, учитывая состояние здоровья каждого ребенка, его психические и
физиологические особенности, принципы закаливания и тому подобное. Дети
чувствительны к различным изменениям. Чтобы сделать незаметным для них переход
к новым условиям, необходима четкая организация всех режимных моментов, особое
внимание к каждому ребенку, забота о его хорошем самочувствии, бодром
настроении. При выполнении режима необходимо придерживаться постоянства
основных его моментов — часов питания, сна, игр, занятий. Это ведет к выработке
динамического стереотипа.
Летний период — самая
благодатная пора для физического развития детей. Именно летом такие природные
факторы, как солнце, воздух и вода эффективно влияют на организм человека,
укрепляют здоровье и повышают работоспособность. Все эти факторы используются как
самостоятельные средства закаливания организма. Они повышают сопротивляемость
организма к переохлаждению и инфекционным заболеваниям, придают ему способности
приспосабливаться к резким метеорологическим изменениям. Во время занятий на
свежем воздухе, при солнечной погоде, в воде усиливается эффективность
воздействия физических упражнений. Они вызывают у детей положительные эмоции,
повышают функциональные возможности отдельных органов и систем. Эффективным
средством оздоровления и физического воспитания детей являются прогулки,
которые организуют на игровых площадках, оборудованных для каждой возрастной
группы. Активная деятельность на прогулке (игры, физкультурные комплексы,
спортивные развлечения, наблюдения, трудовая деятельность и тому подобное)
закаляет детей, развивает их движения, формирует физические качества, повышает
жизненный тонус и способствует всестороннему развитию. Поэтому в летний период
следует обеспечить максимальную продолжительность ежедневного пребывания детей
на свежем воздухе. Летом в жаркие дни лучше организовывать игры в затененной
зоне, где солнечные лучи рассеянные. Дети обязательно должны быть в головных
уборах. Солнечные ванны проводят строго дозировано под наблюдением медицинских
работников с учетом индивидуальной чувствительности детей к солнцу,
особенностей состояния их здоровья. Во время двигательной активности в
организме человека повышается теплообразование. Если же температура воздуха
превышает рекомендуемые пределы, то процесс теплоотдачи организмом
затрудняется, что приводит к перегреву, нарушению теплового равновесия. Все это
может способствовать ухудшению функционирования физиологических систем, которое
не только снижает эффективность деятельности, но и негативно влияет на здоровье
ребенка, способствует простудным заболеваниям. Поэтому в условиях жары при
температуре + 30 °С и выше прогулку в первой половине дня целесообразно
перенести на более раннее время, а деятельность, которую предусматривали
организовать на площадке, с некоторыми изменениями можно провести и в помещении.
На прогулке нужно строго соблюдать питьевой режим, особенно в жаркие дни. Ведь
повышенная двигательная активность и высокая температура воздуха способствуют
обезвоживанию организма. Природные факторы (солнце, вода, воздух) надо
задействовать умеренно, не забывая об основных требованиях к закаливающим
процедурам: системность, последовательность, регулярность, учет состояния
здоровья и эмоционального отношения ребенка к оздоровительным процедурам.
Закаливание воздухом —
воздушные ванны в помещении (дети должны кушать, играть и спать в теплую погоду
при открытых окнах); — воздушно-солнечные ванны (на прогулках, которые
организовывают каждый день по два раза. Проводить прогулки следует в любую
погоду. При закаливании воздухом очень важно правильно одевать детей по сезону
и погоде, чтобы обеспечить им свободную подвижность и необходимый тепловой
комфорт. В теплые дни организуют игры средней подвижности, чтобы дети не
перегревались); Закаливание водой — обтирания (начинать закаливание водой можно
с влажного обтирания (1-2 минуты) сначала с рук, шеи. Дальше обтирать до пояса,
потом ноги. Температура воды от +32 С, +28 С до +22 С, +20 С. — обливание
(закалке способствует обливание стоп – как самостоятельная процедура и в
комплексе с хождением босиком по полу, холодному и горячему песку. После
прогулки также можно обливать ноги детей нагретой на солнце водой из
полиэтиленовых бутылок); — купания ( в резиновых бассейнах, установленных на
площадках, в открытых водоемах вместе с родителями); — ходьба по влажному коврику,
смоченному в солевом растворе. Закаливание солнцем Детям рекомендуется
кратковременное пребывание на солнечном участке. Принимать солнечные ванны
лучше всего утром, когда воздух особенно чист и еще не слишком жарко, а также
ближе к вечеру, когда солнце клонится к закату. Не рекомендуется загорать
непосредственно перед едой и сразу после нее. Солнечные ванны можно принимать
спустя 30-40 минут после завтрака, а заканчивать не менее чем за час до
очередного приема пищи. Абсолютным противопоказанием к проведению солнечных
ванн является температура воздуха от +30 С.
Система мероприятий по
закаливанию и укреплению здоровья детей на летний оздоровительный период
Закаливание детей – это система воздействия, которая повышает выносливость
детского организма к воздействию внешней среды, способность быстро
приспосабливаться к неблагоприятным климатическим условиям с помощью различных
средств самозащиты организма. Систематическое и разумное использование
естественных факторов природы способствует повышению физической и умственной
работоспособности, снижению восприимчивости к инфекционным заболеваниям. При
закаливании следует руководствоваться следующими принципами:
последовательность, систематичность, учет индивидуальных особенностей,
отсутствие страха, негативных чувств.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 16.06.2025
Дата обновления: 16.06.2025
Дата публикации: 16.06.2025