Культура речевого общения
27.12.2024
Подготовила воспитатель группы Чешкова Ю.А.
«Речевая
культура» родителей - одно из условий развития речи детей»
Семья и
детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего
будущего. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития
ребенка необходимо их взаимодействие.
Дошкольное
учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает
образование, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится
организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок
будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному
учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его
родителей в образовательном процессе ДОУ невозможно. Процесс получения ребенком
новых знаний о мире не должен ограничиваться только детским садом. Полноценное
воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и
дошкольного учреждения.
Речь ребенка
зависит от многих факторов и прежде всего от социальной среды, обеспечивающей
речевое общение. Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого
развития, обусловлено серьезными причинами: социальные проблемы общества часто
не позволяют родителям уделять достаточного внимания всестороннему развитию
своих детей, компьютеры, телевидение широко вошли в нашу повседневную жизнь,
заменив собой живое общение. Дети мало общаются, их речевой опыт ограничен,
языковое средства несовершенны. Потребность в речевом взаимодействии
удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь бедна, малословна. Примитивность
детских высказываний идет чаще всего от недостатка жизненного опыта. Часто
представленные сами себе дети включают в свой словарный запас слава - паразиты,
словесный хлам, мусор. В высказываниях встречаются грамматические ошибки,
затрудняющие изложение, не всегда соблюдается необходимая временная
последовательность. Упущенные возможности речевого развития в дошкольном
возрасте почти не восполняются в школьные годы. При стихийном развитии речи
лишь немногие из детей достигают высокого уровня, поэтому необходимо
целенаправленное обучение речи и речевому общению.
Роль
родителей в речевом развитии
В развитии
речи детей ведущая роль принадлежит родителям. От культуры речи взрослых, от
того, как общается родитель с ребенком, сколько времени и сил уделяет речевому
общению с ним, зависят успехи дошкольника в усвоении языка. Необходимо помнить:
1. Речь
взрослого лучше воспринимается детьми, если она эмоциональна, доброжелательна и
спокойна. Постарайтесь не допускать в разговоре с детьми повышенного,
раздраженного тона, грубых выражений.
2. Правильно
произносимые родителями звуки родного языка - образец для речи детей.
Недопустимо "подлаживание" под детскую речь, сюсюканье.
3. Чем
разнообразнее и богаче словарь взрослого, чем ярче насыщеннее его речь, тем
больше слов могут усвоить дети. Шире используйте устное народное творчество,
пословицы, поговорки. Читайте детям произведения художественной литературы,
учите с ними стихи, беседуйте.
4. Общаясь с
детьми, родителям следует не спешить, т.к. торопливая речь непонятна и трудна
для детей.
5. Родителям
нужно критично относиться к своей речи, не использовать слова и выражения,
которые засоряют речь: ну вот; так сказать; значит.
6. Очень
важно научить ребенка правильно и последовательно пересказывать содержание
книг, четко высказывать свои мысли. Просить ребенка рассказывать о том, что его
окружает, где он был, что интересного увидел или узнал. Пусть ребенок отвечает
на вопросы родителей полными предложениями, а не односложно "да",
"нет".
7. Гуляя с
детьми, родителям следует обращать внимание на явления в природе. Например,
зимой. Зимой часто идет снег. Понаблюдать, как он падает, как во время
снегопада снег кружится в воздухе. Уровень развития ребенка в первую очередь
зависит от той атмосферы, которую создают сознательно, а большей частью, и
бессознательно взрослые в семье. Степень влияния домашней работы родителей с
детьми на время и качество коррекции речи ребенка велика.
Родители в
известной мере привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочетов, а
поэтому и не помогают им усваивать правильную речь. Логопед должен помочь
родителям правильно организовать эту работу. Поэтому необходимо познакомить
родителей с индивидуальными особенностями всех сторон речи ребенка (словаря,
грамматического строя, звукопроизношения) и наметить коррекционные мероприятия.
Помощь детям тогда будет эффективной, когда к их речи и поведению предъявляют
единые требования (и дома, и в детском саду). Это вполне достижимо, если
родители будут посещать логопедические занятия и консультации у психолога.
Участие родителей в коррекционном процессе очень полезно как для ребенка, так и
для самих родителей. Только в тесном контакте с родителями, повышая их речевую
культуру, можно добиться положительных результатов в коррекции речевых
недостатков у ребенка.
Чтобы знания
«работали», актуализировались, родителям нужно обладать педагогическим тактом,
выдержкой, соблюдением единства требований к ребенку со стороны всех взрослых
членов семьи высокой культуры речи.
Таким
образом, повышение речевой культуры родителей является важной частью повышения
их педагогической культуры. Педагогическое просвещение родителей призвано
обогатить семейное воспитание. В основе взаимодействия современного дошкольного
учреждения и семьи лежит сотрудничество, инициатором установления которого
являются педагоги дошкольного учреждения, поскольку они профессионально
подготовлены к образовательной работе, а стало быть, понимают, что ее успешность
зависит от согласованности, преемственности в воспитании детей.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 27.12.2024
Дата обновления: 27.12.2024
Дата публикации: 27.12.2024