Принято Общим собранием (конференция) работников МБДОУ д/с № 64 протокол №2 от 11.12.2019 г. Утверждаю Заведующий д/с № 64 _______________Т.Н.Катерова Приказ № 98 от 11.12.2019 г. Учтено мнение: выборного органа первичной профсоюзной организации МБДОУ д/с № 64 Председатель ПО Прокопенко Л.А. КОДЕКС профессиональной этики и служебного поведения работников МБДОУ д /с № 64 г. Таганрог МБДОУ 1. Общие положения 1.1. Кодекс профессиональной этики и служебного поведения сотрудников МБДОУ д/с № 64 (далее - Кодекс) разработан в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации, федеральных законов от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также основан на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства. 1.2. Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться сотрудники МБДОУ д/с № 64 (далее - сотрудники) независимо от замещаемой ими должности. 1.3. Гражданин Российской Федерации, поступающий на работу в МБДОУ д/с № 64, обязан ознакомиться с положениями Кодекса и соблюдать их в процессе своей работы. 1.4. Каждый сотрудник дошкольного учреждения должен принимать все необходимые меры для соблюдения положений Кодекса, а каждый гражданин Российской Федерации вправе ожидать от сотрудника поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями Кодекса. 1.5. Целью Кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения сотрудников МБДОУ д/с № 64 для достойного осуществления ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета сотрудников и обеспечение единых норм поведения сотрудников. 1.6. Кодекс призван повысить эффективность выполнения сотрудниками своих должностных обязанностей. 1.7. Кодекс служит основой для формирования должной морали сотрудников, а также выступает как институт общественного сознания и нравственности сотрудников, их самоконтроля. 1.8. Знание и соблюдение сотрудниками положений Кодекса является одним из критериев оценки качества их профессиональной деятельности и трудовой дисциплины. 2. Основные принципы и правила служебного поведения сотрудников. 2.1. Основные принципы служебного поведения сотрудников являются основой поведения граждан Российской Федерации в связи с нахождением их в трудовых отношениях с МБДОУ д/с № 64. 2.2. Сотрудники, сознавая ответственность перед гражданами, обществом и государством, призваны: -исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы МБДОУ д/с № 64; осуществлять свою деятельность в пределах предмета и целей деятельности МБДОУ д/с № 64; -не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций; - исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей; -противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике в порядке, установленном действующим законодательством; -проявлять при исполнении должностных обязанностей честность, беспристрастность и справедливость, не допускать коррупционно опасного поведения (поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки, как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки либо как возможность совершить иное коррупционное правонарушение); -соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их деятельность решений политических партий и иных общественных объединений; - соблюдать нормы профессиональной этики и правила делового поведения; проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами; проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию; воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении сотрудником должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету МБДОУ д/с № 64; -не использовать должностное положение для оказания влияния на деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих и граждан при решении вопросов личного характера; -воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности МБДОУ д/с № 64, его руководителя, если это не входит в должностные обязанности сотрудника; -соблюдать установленные в МБДОУ д/с № 64 правила публичных выступлений и предоставления служебной информации; -уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе МБДОУ д/с № 64, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке; постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере его ответственности. 2.3. Сотрудники обязаны: - соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав Ростовской области, областные законы, иные нормативные правовые Ростовской области, устав МБДОУ д/с № 64, иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение; -добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором; соблюдать правила внутреннего трудового распорядка; соблюдать трудовую дисциплину; -выполнять установленные нормы труда; соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда; - бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников; незамедлительно сообщать работодателю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя. 2.4. Сотрудники в своей деятельности не должны допускать нарушение законов и иных нормативных правовых актов, исходя из политической, экономической целесообразности либо по иным мотивам. 2.5. Сотрудники обязаны противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 2.5.1. В целях противодействия коррупции сотруднику рекомендуется: -уведомлять Заведующего, органы прокуратуры, правоохранительные органы обо всех случаях обращения к сотруднику каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений; -не получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги материального характера, плату за развлечения, отдых, за пользование транспортом и иные вознаграждения); -принимать меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов, не допускать при исполнении должностных обязанностей личную заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов, уведомлять своего непосредственного руководителя (Заведующего) о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. 2.5.2. Заведующий МБДОУ д/с № 64 обязан представлять сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2.6. Сотрудник может обрабатывать и передавать служебную информацию при соблюдении действующих в МБДОУ д/с № 64, норм и требований, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2.6.1. Сотрудник обязан принимать соответствующие меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением им должностных обязанностей. 2.7. Сотрудник, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим работникам, должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в организации либо ее подразделении благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата. 2.8. Сотрудник, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим работникам, призван принимать меры по: -предупреждению коррупции, а также меры к тому, чтобы подчиненные ему сотрудники не допускали коррупционно-опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости; недопущению случаев принуждения сотрудников к участию в деятельности политических партий, общественных объединений и религиозных организаций; -предотвращению или урегулированию конфликта интересов в случае, если ему стало известно о возникновении у работника личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов. 3.Принципы этики педагогов МБДОУ 3.1. Нормы педагогической этики устанавливаются на основании норм культуры, традиций, конституционных положений и законодательных актов Российской Федерации, а также на основании Положений прав человека и прав ребенка. Основу норм Кодекса составляют следующие основные принципы: человечность, справедливость, профессионализм, ответственность, терпимость, демократичность, партнерство и солидарность. 3.2. Личность педагога 3.2.1. Педагогу следует быть образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию благоприятного морально-психологического климата для эффективной работы. 3.2.2. Педагогу надлежит принимать меры по недопущению коррупционно опасного поведения педагогических работников, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости. 3.2.3. Внешний вид педагогического работника при выполнении им трудовых обязанностей должен способствовать уважительному отношению к педагогическим работникам и организациям, осуществляющим образовательную деятельность, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, аккуратность. 3.3. Ответственность педагога 3.3.1. Педагог несет ответственность за качество и результаты доверенной ему педагогической работы. 3.3.2. Педагог несет ответственность за физическое, интеллектуальное, эмоциональное и духовное развитие детей. 3.3.3. Педагог несет ответственность за порученные ему администрацией функции и доверенные ресурсы. 3.4. Авторитет, честь, репутация педагога 3.4.1. Своим поведением педагог поддерживает и защищает исторически сложившуюся профессиональную честь педагога. 3.4.2. Педагог передает молодому поколению национальные и общечеловеческие культурные ценности, принимает посильное участие в процессе культурного развития. 3.4.3. В общении со своими воспитанниками и во всех остальных случаях педагог уважителен, вежлив и корректен. Он знает и соблюдает нормы этикета. Авторитет педагога основывается на компетентности, справедливости, такте, умении заботиться о своих воспитанниках. 3.4.4. Педагог воспитывает на своем положительном примере. Он избегает морализаторства, не спешит осуждать и не требует от других того, что сам соблюдать не в силах. 3.4.5. Педагог имеет право на неприкосновенность личной жизни, однако выбранный им образ жизни не должен наносить ущерб престижу профессии, менять его отношения с воспитанниками и коллегами или мешать исполнению профессиональных обязанностей. 3.5. Взаимоотношения педагогов МБДОУ с другими лицами. 3.5.1. Общение педагога с воспитанниками. -Педагог сам выбирает подходящий стиль общения с воспитанниками, основанный на взаимном уважении. -В первую очередь, педагог должен быть требователен к себе. Педагог никогда не должен терять чувства меры и самообладания. -Педагог выбирает такие методы работы, которые поощряют в его воспитанниках развитие положительных черт и взаимоотношений: самостоятельность, инициативность, ответственность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим. -При оценке поведения и достижений своих воспитанников педагог стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы. -Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим воспитанникам. -При оценке достижений воспитанников педагог стремится к объективности и справедливости. -Педагог постоянно заботится о культуре своей речи и общения. -Педагог соблюдает дискретность. Педагогу запрещается сообщать другим лицам доверенную лично ему информацию о воспитанниках, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. 3.5.2. Общение между педагогами -Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Педагог защищает не только свой авторитет, но и авторитет своих коллег. Он не принижает своих коллег в присутствии учеников или других лиц. -Педагог как образец культурного человека всегда обязан приветствовать (здороваться) со своим коллегой, проявление иного поведения может рассматриваться как неуважение (пренебрежения) к коллеге. Пренебрежительное отношение недопустимо. -Педагоги избегают конфликтов во взаимоотношениях. В случае возникновения разногласий они стремятся к их конструктивному решению. -Педагоги стараются избегать конкуренции, мешающей их партнерству при выполнении общего дела. Педагогов объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие. 3.5.3. Взаимоотношения с администрацией. -МБДОУ базируется на принципах свободы слова и убеждений, терпимости, демократичности и справедливости. Администрация МБДОУ делает все возможное для полного раскрытия способностей и умений педагога как основного субъекта образовательной деятельности. -В МБДОУ соблюдается культура общения, выражающаяся во взаимном уважении, доброжелательности и умении находить общий язык. -Администрация МБДОУ терпимо относится к разнообразию политических, религиозных, философских взглядов и мнений, создает условия для обмена идеями, возможности договориться и найти общий язык. Различные статусы педагогов, квалификационные категории и обязанности не должны препятствовать равноправному выражению всеми педагогами своего мнения и защите своих убеждений. -Администрация не может дискриминировать, игнорировать или преследовать педагогов за их убеждения или на основании личных симпатий или антипатий. Отношения администрации с каждым из педагогов основываются на принципе равноправия. -Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни педагога, не связанную с выполнением им своих трудовых обязанностей. -Педагоги имеют право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы МБДОУ. Администрация не имеет права скрывать или менять информацию, которая может повлиять на карьеру педагога и на качество его труда. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в организации на основе принципов открытости и общего участия. Педагоги МБДОУ уважительно относятся к администрации, соблюдают субординацию и при возникновении конфликта с администрацией пытаются его разрешить с соблюдением этических норм. 3.5.4. Отношения с родителями (законными представителями). -Консультация родителей по проблемам воспитания детей - важнейшая часть деятельности педагога. Он устраняет причины конфликтов на основе этических принципов, принятых в МБДОУ. -Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или мнение родителей о детях. Передавать такое мнение другой стороне можно лишь с согласия лица, довершившего педагогу упомянутое мнение. - Педагоги должны уважительно и доброжелательно общаться с родителями воспитанников. -Отношения педагогов с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей. -На отношения педагогов с воспитанниками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями МБДОУ. 3.5.5. Взаимоотношения с обществом -Педагог является не только воспитателем детей, но и общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочным образованным человеком. -Педагог старается внести свой вклад в корректное взаимодействие всех групп общества. Не только в общественной, но и в частной жизни педагог избегает распрей, конфликтов, ссор. Он более других готов предвидеть и решать проблемы, разногласия, знает способы их решения. - Педагог хорошо понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную роль, избегает подчеркнутой исключительности, однако также не склонен и к тому, чтобы приспособленчески опуститься до какого-либо окружения и слиться с ним. 3.5.6. Академическая свобода и свобода слова педагога -Педагог имеет право пользоваться различными источниками информации. -При отборе и передаче информации ученикам педагог соблюдает принципы объективности, пригодности и пристойности. Тенденциозное извращение информации или изменение ее авторства недопустимо. -Педагог может по своему усмотрению выбрать вид воспитательной деятельности и создавать новые методы воспитания, если они с профессиональной точки зрения пригодны, ответственны и пристойны. -Педагог имеет право открыто (в письменной или в устной форме) высказывать свое мнение о МБДОУ, региональной или государственной политике в сфере просвещения в рамках действующего законодательства, а также о действиях участников образовательного процесса, однако его утверждения не могут быть тенденциозно неточными, злонамеренными и оскорбительными. Педагог не имеет права обнародовать конфиденциальную служебную информацию. 3.5.7. Ответственность педагога за нарушение положений Кодекса. -Нарушение педагогическим работником положений настоящего Кодекса рассматривается на заседаниях коллегиальных органов управления, предусмотренных Уставом МБДОУ. -Соблюдение педагогом МБДОУ положений Кодекса может учитываться при проведении аттестации педагогических работников, при применении дисциплинарных взысканий в случае совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы, а также при поощрении работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности. 4. Общие рекомендательные этические правила служебного поведения сотрудников МБДОУ. -В служебном поведении сотруднику необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.-В служебном поведении сотрудник воздерживается от: любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений; грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений; угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение; принятия пищи, курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами. -Сотрудники призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом. Сотрудники должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами. -Внешний вид сотрудника при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий работы должен способствовать уважительному отношению граждан к МБДОУ д/с № 64, быть сдержанным и аккуратным.