Программа развития 2021

1

Паспорт программы развития МБДОУ Детский сад № 64
на 2021–2024 годы
Наименование
программы

Программа развития МБДОУ Детский сад № 64 на 2021–2024
годы

Разработчики программы Рабочая группа в составе, утвержденном приказом МБДОУ
Детский сад № 64 от 17.12.2020 № 99
Координаторы

Катерова Татьяна Николаевна, заведующий МБДОУ Детский сад
№ 64

Исполнители программы

Работники МБДОУ Детский сад № 64

Нормативно-правовая и
методическая база для
разработки программы

1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
2. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025
года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от
29.05.2015 № 996-р.
3. Концепция развития дополнительного образования детей в
РФ, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014
№ 1726-р.
4. СанПиН 2.4.3648-20 от 28.09.2020г.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (ФГОС ДО).
6. Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным
программам
дошкольного
образования,
утвержденный приказом Минпросвещения России от 31.07.2020 №
373.
7. Государственная программа «Развитие образования», утвержденная
постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642.
8. Общенациональный план действий № АБ-П13-5361кв от 25.05.2020.
9. Примерное положение об оказании логопедической помощи в
организациях,
осуществляющих
образовательную
деятельность,
утвержденное Распоряжением Минпросвещения России от 06.08.2020 №
Р-75.
13. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ.

14. Устав МБДОУ Детский сад № 64.
2

Срок реализации
программы развития

4 года (с 2021 по 2024 год)

Основные этапы
реализации программы
развития

Первый
этап:
разработка документов,
направленных
на
методическое,
кадровое
и информационное
развитие
образовательной
организации,
проведение
промежуточного мониторинга реализации программы.
Второй этап: реализация мероприятий, направленных на
достижение результатов программы, промежуточный мониторинг
реализации мероприятий программы, коррекция программы.
Третий этап: итоговый мониторинг реализации мероприятий
программы, анализ динамики результатов, выявление проблем и
путей их решения, определение перспектив дальнейшего развития.
Подведение итогов и постановка новых стратегических задач
развития

Цели программы
развития

1. Повышение качества образовательных, здоровьеформирующих
и коррекционных услуг в организации, с учётом возрастных и
индивидуальных особенностей детей.
2. Модернизация
инновационной и
организации.

системы управления образовательной,
финансово-экономической деятельностью

3. Обеспечение доступности дошкольного образования, равных
стартовых возможностей каждому ребёнку дошкольного возраста
с учётом потребностей и возможностей социума.
4. Развитие цифровизации.
5. Внедрение модели цифровой образовательной среды.
6. Повышение контроля за организацией охраны и укрепления здоровья
детей.
7. Оказание логопедической помощи, в том числе с помощью сетевой
формы взаимодействия.
8. Модернизация воспитательной работы.

Задачи программы
развития

1. Обеспечить преемственность основных образовательных
программ дошкольного образования и начального образования.
2. Формировать предпосылки у детей к обучению в школе и
осуществлять преемственность дошкольного и начального

3

обучения.
3. Повысить конкурентоспособность организации путём
предоставления широкого спектра качественных образовательных,
коррекционных и информационно-пространственных услуг,
внедрять в практику работы организации новые формы
дошкольного образования.
4. Обеспечить эффективное, результативное функционирование и
постоянный рост профессиональной компетентности стабильного
коллектива в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
5. Оказать психолого-педагогическую поддержку семьи и
повышение компетентности родителей в вопросах развития и
образования, коррекции нарушений развития, охраны и
укрепления здоровья детей.
6. Привести в соответствие с требованиями основной
общеобразовательной программы дошкольного образования
развивающую предметно-пространственную среду и материальнотехническую базу организации.
7. Модернизировать
организации.

систему

8. Создать условия для
социальными партнерами
воспитанников.

управления

образовательной

полноценного сотрудничества с
для разностороннего развития

9. Автоматизировать и повысить эффективность организационноуправленческих процессов.
10. Повысить квалификацию педагогических работников в области
цифровой образовательной среды.
11. Обеспечить всех работников средствами индивидуальной защиты в
рамках предупреждения распространения COVID-19.
12. Усилить утренний фильтр.
13. Провести диагностику всех воспитанников на выявление речевых
нарушений.
14. Проконсультировать участников образовательных отношений
организации по логопедическим проблемам воспитанников.
15. Провести логопедическую работу с воспитанниками.
4

16. Разработать программу воспитания.
17. Разработать календарный план воспитательной работы.

Ожидаемые результаты
реализации программы

Высокая конкурентоспособность детского сада
образовательных
услуг,
обеспечение
равных
возможностей дошкольников.

на рынке
стартовых

Расширение спектра дополнительных образовательных услуг для
детей и их родителей.
Разработка программы психолого-педагогической поддержки
семьи и повышения компетенции родителей в вопросах развития и
образования, коррекции нарушений развития ребенка, охраны и
укрепления здоровья детей.
Высокий процент выпускников ДОУ, успешно прошедших
адаптацию в первом классе школы.
Внедрение в педагогический процесс новых современных форм и
технологий воспитания и обучения в соответствии с требованиями
ФГОС ДО.
Построение современной комфортной развивающей предметнопространственной среды и обучающего пространства в
соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Реализация инновационных технологий: информатизация процесса
образования в процессе обучения и воспитания дошкольников,
повышение профессиональной компетентности работников
детского сада;
Оптимизация функционирования действующей экономической
модели учреждения за счёт повышения эффективности
использования бюджетных и внебюджетных средств (рост доли
доходов от спонсорских и благотворительных поступлений в
общем
объёме
финансовых
поступлений).
Улучшение
материально-технической базы.
Снижение
заболеваемости
воспитанников,
благодаря
проектированию и реализации профилактической работы,
коррекции нарушений в развитии, приобщение детей к здоровому
образу жизни и овладение ими разнообразными видами
двигательной активности.
Стабильность педагогического состава детского сада. Достижение
такого уровня профессиональной компетентности персонала
5

учреждения, который позволит осуществлять квалифицированное
педагогическое
сопровождение
каждого
субъекта
образовательного процесса.
Повышение квалификации 70% работников по программам
использования информационных ресурсов.
Внедрение и активное применение дистанционных технологий при
необходимости реализации общеразвивающих программ.
Проведение работы по укреплению здоровья воспитанников,
путем реализации профилактической работы по предупреждению
вирусных и других заболеваний.
Снижение заболеваемости ОРВИ среди воспитанников на 20 %.
Оказание психолого-педагогическая поддержки и помощи
воспитанникам, а также проведение консультативной работы с их
родителями (законными представителями).
Разработка и утверждение программы воспитания и календарного
плана воспитательной работы до 31.08.2021 включительно.
Структура программы
развития

Введение. Информационная справка - стр. 7
Раздел I. Характеристика текущего состояния детского сада - стр 9
Раздел II. Концепция развития детского сада – стр 20
Раздел III. Ключевые ориентиры программы развития: миссия,
цели, задачи, этапы реализации и ожидаемые результаты – стр 21
Раздел IV. Мероприятия по реализации программы развития –
стр.27
Раздел V. Мониторинг реализации программы развития – стр 33

Порядок управления
реализацией программы
развития

Текущее управление программой осуществляется администрацией
детского сада. Корректировки программы проводятся заведующим
МБДОУ Детский сад № 64

Порядок мониторинга
реализации программы
развития

Внутренний мониторинг осуществляется ежегодно в мае.
Полученные данные будут оформляться в виде аналитического
отчёта о результатах самообследования ДОУ с обязательным его
размещением на официальном сайте ДОУ в срок не позднее
апреля текущего года.

Ресурсное обеспечение

1. Кадровые ресурсы. На данный момент 41% педагогам
6

реализации программы
развития

присвоена первая квалификационная категория, 47% – высшая. На
момент завершения программы доля педагогов с первой
квалификационной категорией должна составить 20%, с высшей –
70%.
2. Материально-технические ресурсы. На данный момент
образовательная организация полностью укомплектована для
реализации образовательных программ дошкольного образования.
На момент завершения программы развития детский сад должен
создать материально-технические ресурсы для реализации
программ образования дистанционно.

Объем
и
источники 1. Муниципальный бюджет
финансирования
2. Федеральный бюджет

Механизмы реализации программы развития детского сада:
1. Выполнение требований ФГОС ДО.
2. Повышение качества образовательных, здоровьеформирующих и коррекционных услуг в
учреждении, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
3. Обеспечение доступности дошкольного образования, равных стартовых возможностей
каждому ребенку дошкольного возраста с учетом индивидуальных возможностей ребенка,
потребностей социума.
4. Модернизация системы управления образовательной, инновационной и финансовоэкономической деятельностью образовательной организации.
Введение
Информационная справка
1.
2.
3.

Полное
наименование ДОУ
Адрес
Адреса
осуществления мест
уставной
деятельности ДОУ

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 64»
347932 Ростовская обл. г. Таганрог, пер. Смирновский 30а.
347932 Ростовская обл. г.Таганрог, пер. Смирновский 30а.

7

4.

Учредитель

Учредителем МБДОУ является муниципальное
образование «Город Таганрог».
Функции и полномочия учредителя МБДОУ от имени
муниципального образования «Город Таганрог»
осуществляет Управление образования г.Таганрога (далее
– ГорУО) в соответствии с Положением о нем.
Место нахождения ГорУО: 347923, Ростовская
область, г.Таганрог, пер. Красногвардейский,1.
Полномочия собственника имущества МБДОУ от
имени муниципального образования «Город Таганрог»
осуществляет Комитет по управлению имуществом
г. Таганрога (далее - КУИ), в пределах полномочий,
определенных Положением о нем.
Место нахождения КУИ: 347900, Ростовская область,
г. Таганрог, ул. Греческая, 58.

5.

Предмет
деятельности ДОУ

6.

Вид деятельности

Образовательная деятельность по образовательным
программам дошкольного образования, присмотр и уход
за детьми.
- охрана жизни и укрепление физического и психического
здоровья воспитанников;
- обеспечение познавательно-речевого, социальноличностного, художественно-эстетического и
физического развития воспитанников;
- воспитание с учетом возрастных категорий детей
гражданственности, уважения к правам и свободам
человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- осуществление необходимой коррекции недостатков в
физическом, речевом и (или) психическом развитии
детей;
- взаимодействие с семьями детей для обеспечения
полноценного развития воспитанников;
- оказание консультативной и методической помощи
родителям (законным представителям) по вопросам
воспитания, обучения и развития детей;
- организация оздоровительных мероприятий, оказание
профилактической помощи воспитанникам.
8

7.

Лицензия

10. ИНН

бессрочная № 5744 на осуществление образовательной
деятельности от «10» сентября 2015 г.
Утвержден Начальником Управления образования г.
Таганрога 29.09.2019г
1026102586927, государственный регистрационный
номер 2176196360877
6154063280

8.

Устав

9.

ОГРН

11. Телефон

88634 64-39-91

12. Сайт

http://sad64.virtualtaganrog.ru

13. Почта

sad64@tagobr.ru

Используемые термины и сокращения.
Детский сад – МБДОУ Детский сад № 64 города Таганрога.
Программа – программа развития детского сада на 2021-2024 годы.
Настоящая Программа разработана на основании приоритетов образовательной политики,
закрепленных в документах федерального, регионального и муниципального уровней.
Программа представляет собой основной стратегический управленческий документ,
регламентирующий и направляющий ход развития детского сада. В программе отражаются
системные, целостные изменения в детском саду (инновационный режим),
сопровождающиеся проектно-целевым управлением.
Основными функциями настоящей программы развития являются:






организация и координация деятельности детского сада по достижению
поставленных перед ним задач;
определение ценностей и целей, на которые направлена программа;
последовательная реализация мероприятий программы с использованием научнообоснованных форм, методов и средств;
выявление качественных изменений в образовательном процессе посредством
контроля и мониторинга хода и результатов реализации программы развития;
интеграция усилий всех участников образовательных отношений, действующих в
интересах развития детского сада.

Раздел I. Характеристика текущего состояния детского сада
Информационная справка.
Детский сад открыт в декабре 1965 года на основании решения Октябрьского райсовета г.
Таганрога.
9

21.04.1981 года решением Исполнительного комитета Таганрогского городского совета
народных депутатов Ростовской области № 106 перепрофилирован в специализированный
детский сад № 64 гороно для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата.
11.12.1991 года решением Исполнительного комитета Таганрогского городского совета
народных депутатов Ростовской области № 1263 изменено название на детский ясли-сад для
детей с поражением центральной нервной системы с нарушением функции опорно –
двигательного аппарата.
04.10.2000 на основании Свидетельства о регистрации выданного Администрацией г.
Таганрога серия ОУ № 00055 учреждение переименовано как Муниципальное дошкольное
образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида второй категории № 64
14.05.2015 на основании Свидетельства ФНС серия 61 № 007983801 учреждение
переименовано в муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 64».
На данном этапе развития

располагает следующими условиями:

Детский сад расположен вдалеке от центральных дорог, в экологически чистом микрорайоне.
Рядом с детским садом находятся социально значимые объекты: детский сад №43, «Здоровый
ребенок», школа № 27 и № 32, почта, сеть магазинов. Недалеко – Приморский парк. Площадь
здания детского сада составляет 1025 кв.м, земельный участок - 472 кв.м.
Площадь территорий детского сада огорожена и хорошо озеленена различными породами
деревьев, кустарников и многолетних цветов. На территории расположены 6 прогулочных
участков и спортивная площадка. Участки оснащены
новым стационарным игровым
оборудованием, отделены друг от друга зелеными насаждениями. На территории имеются
хозяйственные зоны. В летнее время года высаживается огород, разбиваются клумбы и
цветники.
Материально-техническая база.
Материально – техническая база ДОУ характеризуется удовлетворительным состоянием
здания, соответствует педагогическим требованиям, современному уровню образования и
санитарным нормам. Все базисные компоненты развивающей предметной среды включают
оптимальные условия для полноценного физического, художественно-эстетического,
познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей
Отдельно стоящее 2-х этажное здание ДОУ с прилегающим участком соседствует с частным
сектором. Территория учреждения по периметру ограждена забором и полосой зелёных
насаждений, разделена на игровую (индивидуальные для каждой группы участки,
физкультурную площадку) и хозяйственную зоны. Групповые площадки для детей раннего
возраста располагаются в непосредственной близости от выходов из помещения этих групп. В
помещении зданий соблюдается принцип групповой изоляции. Площади помещений
групповой ячейки соответствуют требованиям СанПиН.
10

Здание оборудовано централизованными системами холодного и горячего водоснабжения,
канализацией. Питьевая вода отвечает санитарно-эпидемиологическим требованиям. Здание
ДОУ оборудовано системой центрального отопления и вентиляции в соответствии с
нормативами для общественных зданий. Все помещения ежедневно и неоднократно
проветриваются в отсутствие детей по закреплённому графику.
Отделка внутренних помещений ДОУ соответствует санитарно- эпидемиологическим
требованиям. Оборудование основных помещений соответствует росту и возрасту детей.
Функциональные размеры детской мебели соответствуют требованиям, установленным
техническими регламентами и национальными стандартами. В группах находятся
промаркированные стулья по числу детей в комплекте со столом одной группы мебели.
Требования к искусственному и естественному освещению. Помещения ДОУ для
образования детей имеют естественное освещение. Уровни естественного и искусственного
освещения ДОУ соответствуют нормативным требованиям жилых и общественных зданий.
Светопроемы в групповых и спальнях, в основном, оборудованы вертикально направленными
жалюзи. Источники искусственного освещения обеспечивают достаточно равномерное
освещение всех помещений. Чистка оконных стёкол и осветительной арматуры проводится по
мере их загрязнения, но не реже 2-х раз в год.
Имеется в наличии необходимое медицинское оборудование (ростомер медицинский, весы
медицинские, облучатель– ламповый бактерицидный , измеритель артериального давления и
частоты пульса, плантограф, неотложная аптечка по оказанию первой медицинской помощи,
термоконтейнер.
Требования охраны жизни и здоровья воспитанников и работников ДОУ. Обеспечение
безопасности.
Состояние и содержание территории, здания и помещений ДОО соответствуют санитарным и
гигиеническим нормам, нормам пожарной и электробезопасности, требованиям охраны труда
воспитанников и работников.
Участок ДОУ для детей имеет удобные подъездные пути и подходы от остановок
общественного транспорта. Все подходы и подъезды к зданию в пределах участка
асфальтированы, имеется пандус. Двери во всех группах при открывании не представляют
препятствие для детей. Состав и площади помещений для детей соответствуют требованиям
СанПиН. Детская мебель и оборудование безвредны для здоровья, имеют сертификаты
качества.
В детском саду разработан паспорт безопасности (антитеррористической защищенности),
согласован с начальником УВД и начальником отдела по делам ГО и ЧС г. Таганрога.
В детском саду установлена «тревожная сигнализация», автоматическая установка пожарной
сигнализации.
В ДОУ ведутся мероприятия по соблюдению правил пожарной безопасности и ПДД,
Педагоги ДОУ проводят с детьми мероприятия по ОБЖ.
11

Имеющееся в наличии необходимое оснащение помещений для питания воспитанников, а
также хранения и приготовления пищи как и организация качественного горячего питания
воспитанников соответствуют СанПиН. Питание осуществляется в соответствии с 10дневным меню и обеспечивает сбалансированное 4-х разовое питание детей в группах с 12-ти
часовым пребыванием в соответствии с санитарными правилами и нормами. При организации
питания учитываются возрастные физиологические нормы суточной потребности, суммарный
объем блюд по приему пищи (в граммах).
Система работы по здоровьесбережению воспитанников, консолидирующая интересы всех
участников педагогического процесса, направлена на формирование у детей ответственного
отношения к здоровью, оказание коррекционной помощи детям и созданию условий,
адекватных возможностям каждого ребенка, в том числе детей с проблемами в физическом и
психическом развитии воспитанникам МБДОУ гарантируется:
- охрана жизни и здоровья;
- защита от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности;
- защита его достоинства;
- удовлетворенность потребностей в эмоционально-личностном общении;
- удовлетворение физиологических потребностей в соответствии с его возрастом и
индивидуальными особенностями развития;
- развитие его творческих способностей и интересов;
- получение помощи в коррекции отклонений в физическом и психическом развитии детей;
- предоставление оборудования, игр, игрушек, учебных пособий.
Социальные условия микрорайона способствуют успешной социализации воспитанников
ДОУ. Педагоги имеют возможность знакомить дошкольников с социальной
действительностью, не покидая пределов микрорайона. Вся работа по обеспечению
безопасности участников образовательного процесса четко планируются. Издаются приказы,
работает
комиссия по охране труда. Все предписания контролирующих органов
своевременно исполняются.
Кабинеты МБДОУ
Помещения для работы медицинского работника
медицинский кабинет , изолятор
1
Помещения для питания обучающихся, воспитанников и работников
кухня с раздаточной
1
кладовая сухих продуктов
1
кладовая овощей
1
помещение холодильных шкафов
1
моечная кухонной посуды
1
Объекты хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического назначения
гладильная
1
стиральная
1
туалетная
1
туалетные комнаты групп
6
Помещения для пребывания, для сна и отдыха обучающихся, воспитанников,
спальни
3
12

групповые
6
Объекты для проведения специальных коррекционных занятий
кабинет учителя - логопеда
1
кабинет педагога - психолога
1
Объекты физической культуры и спорта
Спортивный зал
1
Музыкальный зал
1
кабинет заведующего
1
методический кабинет
1

Анализ материально-технических ресурсов дошкольного образовательного учреждения
свидетельствует, что создание предметно-развивающей среды и пополнение материальнотехнического оснащения в учреждении находится в удовлетворительном состоянии.
Актуальное состояние:
Пространственная среда помещений детского сада пополняется в соответствии с
требованиями программ, реализуемых в ДОУ.
В групповых помещениях, в соответствии с современными требованиями к организации
предметно-развивающей среды и требованиями федерального государственного
образовательного стандарта, оборудованы уголки для организации разнообразной детской
деятельности (как самостоятельной, так и совместной с воспитателем).
Проблемы:
Недостаточное количество (или отсутствие) оборудования, соответствующего требованиям
образовательной программы и ФГОС ДО. Вследствие чего требуется пополнение среды ДОУ
современным развивающим оборудованием; совершенствование материально-технического
оснащения, в том числе для ИКТ.
Перспективы развития:
Возможность пополнения материально-технической базы и предметно-развивающей среды.
В МБДОУ необходимо:
- обновление части детской мебели в соответствии современными требованиям и
особенностями детей;
- систематическое обновление и пополнение дидактического и раздаточного материала;
- оснащение
кабинета педагога-психолога и учителя – логопеда
необходимым
диагностическим инструментарием и дидактическими пособиями;
- приобретение электронного цифрового оборудования для внедрения в образовательный
процесс ИКТ.
Информационно-коммуникационные ресурсы
Актуальное состояние:
Связь дошкольного учреждения со средствами массовой информации находится на низком
уровне. Редко используются возможности СМИ для транслирования передового
педагогического опыта учреждения. Чаще всего реклама ограничивается информацией на
родительском собрании или тематических стендах в группах. Недостаточно используются
возможности:
- ИКТ (нет технической возможности широко использовать в образовательном процессе),
13

Проблемы:
Недостаточный образовательный уровень педагогов в области использования ИКТ
препятствует более широкому использованию технологии в образовательном процессе
детского сада. Связь детского сада со средствами массовой информации находится на низком
уровне. Неполностью организована рекламная кампания услуг, предоставляемых детским
садом, редко используются возможности СМИ для транслирования передового
педагогического опыта учреждения. Чаще всего реклама ограничивается информацией на
родительском собрании или тематических стендах в группах. Из бесед с родителями, детей,
поступающих в детский сад, выявлено, что информацию о детском саде они получили в
основном от родственников и знакомых и только 20% - с сайта образовательной организации.
Недостаточно используются возможности:
 СМИ (деятельность детского сада в последние годы практически не освещалась на
телевидении, радио, в печатных средствах массовой информации),
 полиграфии (буклеты, календари, стенды и плакаты, отражающие жизнь детского сада
не выпускались).
Для организации дистанционного обучения в детском саду необходимо современное
оборудование. Однако в детском саду недостаточно финансирования на данные цели.
Перспективы развития:
Налаживание связей со СМИ будет способствовать повышению имиджа учреждения среди
заинтересованного населения; обеспечит возможность для транслирования передового
педагогического опыта сотрудников ДОУ в области дошкольного образования.
Использование ИКТ в образовательном процессе позволит перевести его на более высокий
качественный уровень.
Основным направлением деятельности детского сада является реализация ООП ДО в
группах общеобразовательного вида и АООП ДО в группах коррекционной направленности.
В детском саду организована логопедическая и ортопедическая
помощь в виде
индивидуальных и групповых/подгрупповых занятий. Для детей раннего возраста
логопедическая помощь оказывается в форме консультирования родителей (законных
представителей) воспитанников.
Условия обучения в детском саду.
Основной структурной единицей дошкольного образовательного учреждения является группа
детей дошкольного возраста. В настоящее время в учреждении функционирует 6 групп, из
них:
- 2 группы общеразвивающие,
- 2 группы логопедические,
-2 группы ортопедические
В группы компенсирующей направленности поступают дети по заключению психологомедико-педагогической комиссии (ПМПК) в возрасте от 2 до 7 лет. Количество и
направленность групп определяется ежегодным приказом Управления образования.
Режим работы ДОУ: с 6.30 до 18.30. Выходные дни: суббота, воскресенье, праздничные дни.
14

Продолжительность занятий от 15 до 30 минут, среднее их количество от 1 до 3-х в
соответствии с требованиями к максимальной нагрузке.
Характеристика контингента воспитанников
Ежегодный анализ контингента воспитанников МБДОУ показывает:
 наряду с нарушением опорно-двигательного аппарата, многие воспитанники
имеют сопутствующие заболевания: слуха, зрения, сердечно – сосудистой
системы, много детей – аллергиков.
 Появились дети с нарушения поведения, проблемами в эмоционально – волевой
сфере, с отставанием в интеллектуальном плане;
 увеличилось количество детей – логопатов.
Для оказания эффективной коррекционно-развивающей помощи данным категориям
воспитанников педагогический коллектив нуждается:
- в повышении квалификации по вопросам обучения и воспитания детей с нарушением слуха,
зрения, интеллектуального развития, а также тьюторского сопровождения.
- в адаптации развивающей предметно – пространственной среды под индивидуальнотипологические особенности дошкольников с разными нарушениями развития;
- в широком внедрении вариативных форм организации детской деятельности в соответствии
с ФГОС ДО;
Социальный паспорт семей воспитанников
 Полная семья –78 %
 Неполная семья - 21 %
 Многодетная семья – 14 %
 Служащие – 54 %
 Рабочие - 20 %
 Неработающие (домохозяйки) 15 %
 Предприниматели, негосударственные учреждения – 10 %
Число родителей с высшим образованием, служащих
количество неполных семей.

- увеличивается. Увеличивается и

Наличие разных категорий родителей требует осуществления дифференцированного подхода
к подбору форм взаимодействия с каждой семьей.
Увеличение числа родителей с высшим образованием, служащих, требует осуществления
более квалифицированного профессионального взаимодействия.
Кадровая характеристика.
На момент написания программы развития общее количество педагогических работников – 16
человек (12 воспитателей, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре,
педагог-психолог, учитель - логопед), и 2 человека администрации (заведующий детским
садом, заместитель заведующего по ВМР), медицинская сестра.
Укомплектованность кадрами:
 воспитателями – на 100%;
15




младшими воспитателями – на 100%;
обслуживающим персоналом – 100%.

Сведения о педагогах
Образование

Наличие
квалификационных
категорий, кол-во
работников

Высшее – 16 чел (100%)
Высшая – 8 чел.
Среднее специальное – 0 чел Первая – 7 чел.
Соответствует занимаемой
должности – 1 чел.

Педагогический стаж
работы, кол-во работников

До 5 лет – 0 чел. (0 %)
5 – 10 лет. – 0 чел. (0 %)
10-25 лет – 7 чел. (44%)
Свыше 25 лет 9 чел.(66%)

Средний возраст педагогов –
50 лет. А это значит, что в коллективе самым
благоприятным образом сочетается уверенность, зрелость и опыт.
Администрация ДОУ регулярно направляет педагогов на курсы повышения квалификации.
Анализ кадровых возможностей.
При мониторинговом исследовании кадровой обстановки в ДОУ были получены следующие
результаты.
Актуальное состояние:
Укомплектованность кадрами составляет 100%. Основу педагогического персонала в детском
саду составляют специалисты с большим стажем работы, для которых характерны такие
черты, как традиционность взглядов на процесс образования, избегание инноваций,
профессиональное и эмоциональное выгорание, физическая усталость.
Образовательный уровень кадров детского сада высок, все кадры с высшим образованием.
Воспитатели и специалисты участвуют в заседаниях педагогического совета ДОУ по
актуальным для данного учреждения проблемам образовательного процесса. В последние
годы педагоги повысили свою квалификацию в рамках прохождения курсовой подготовки.
Проблемы: Старение педагогических кадров. Несоответствие потребности родителей в
высококвалифицированных педагогических кадрах для своих детей и постоянно
снижающегося
престижа
педагогических
профессий.
Обостряется
проблема
профессионального выгорания педагогических кадров.
Инертность, недостаточно высокий уровень аналитико-прогностических умений ряда
педагогов не позволяет им достойно представить опыт своей работы.
Перспективы развития:
В ДОУ есть педагоги, имеющие потенциал к работе в инновационном режиме. Именно эти
педагоги, готовые к повышению своей компетентности, аттестации на более высокую
квалификационную категорию, смогут составить инновационный стержень учреждения и, как
следствие, обеспечить максимально возможное качество образовательной услуги.

Управление ДОУ
Управление детским садом осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и
коллегиальности. Единоличным исполнительным органом образовательной организации
является заведующий . Заведующий МБДОУ назначается начальником Управления
16

образования и Администрацией г. Таганрога. Утверждение структуры и штатного расписания
детского сада осуществляется заведующим Учреждения. В Учреждении сформированы
коллегиальные органы управления, к которым относятся:
- Общее собрание (конференция) работников Учреждения;
- Педагогический совет;
Все функции управления (прогнозирование, программирование, планирование, организация,
регулирование, контроль, анализ, коррекция) направлены на достижение оптимального
результата. Планируется расширение внешних связей с различными структурами.
Актуальное состояние:
В результате комплексного исследования системы управления дошкольным образовательным
было выявлено, что в детском саду существует достаточно эффективная, профессиональная,
компетентная система административного и оперативного управления коллективом.
Руководитель в равной и высокой степени ориентирован на задачи и отношения.
В детском саду практикуется: материальная и моральная поддержка инициативы работников,
регулярное проведение консультаций, детальное обсуждение порядка работы, разработка и
внедрение правил и инструкций.
Управленческая
деятельность
осуществляется
посредством
административного
(заведующий), общественного (Советы родителей в каждой группе), коллективного (общее
собрание (конференции ) работников, Педагогический совет управления.
Проблемы: Сложности перехода к матричной структуре управления, связанные с
недостаточной готовностью и компетенций коллектива и общественности принять на себя
управленческий функционал.
Перспективы развития: Расширение полномочий общественных форм управления.

Здоровьесберегающая и здоровьеформирующей деятельность
Актуальное состояние:
Все чаще в детский сад поступают дети, имеющие помимо предрасположенности к
простудным заболеваниям, те или иные функциональные и морфологические отклонения в
состоянии здоровья (высокий процент патологии опорно-двигательного аппарата, тяжелые
нарушения речевого развития, дети – инвалиды со сложной структурой нарушения развития, в
том числе колясочники), требующие повышенного внимания, консультаций специалистов.
Рост числа взрослых (родителей воспитанников) с низким уровнем культуры здоровья,
проявляющих инертность в ведении здорового образа жизни.
Проблемы. Хотя физкультурно-оздоровительная и коррекционно - профилактическая работа
детского сада и ведутся в системе, но требуется сотрудничество с медиками города и
17

оздоровительными организациями социума в вопросах коррекции нарушений развития, а
также поддержания и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса.
В детский сад продолжают приводить детей c симптомами ОРВИ, в том числе с
температурой.
Перспективы развития.
Повышение компетенции родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления
здоровья детей, это поможет, в конечном счете, добиться стабильной положительной
динамики в вопросах поддержания и укрепления здоровья подрастающего поколения,
приобщения к здоровому образу жизни заинтересованного взрослого населения.
Сотрудничество с лечебно – оздоровительными организациями города.
Продолжать работать в режиме
«усиленный утренний фильтр», который проводит
медработник. Он осматривает каждого ребенка, опрашивает родителей о его самочувствии и
не допускает детей с признаками заболевания и температурой 37,1 о С и выше. В медблоке
выделить место под изолятор для детей с признаками инфекционных заболеваний, в том
числе респираторных (абз. 3 п. 2.2 СП 3.1/2.4.3598-20). В нем детей содержать до прихода
родителей, если симптомы появились после того, как ребенка привели в детский сад.
Воспитателям проводить разъяснительные беседы с родителями о недопустимости приводить
больных детей в детский сад и санитарных нормах и правилах, которые обязаны соблюдать
все участники образовательных отношений. Воспитателей и других работников обеспечить
средствами индивидуальной защиты: масками и перчатками. Регулярно проводить уборку и
дезинфекцию помещений, хозяйственного инвентаря и игрового оборудования .
Механизм реализации Программы


Разработанная в Программе концепция развития ДОУ будет использована в качестве
основы при постановке тактических и оперативных целей при разработке годовых
планов.



Мероприятия по реализации проектов и программ включаются в годовой план работы
образовательной организации.



Подведение итогов, анализ достижений, выявление проблем и внесение корректировок
в программу будет осуществляться ежегодно на итоговом педагогическом совете,
рассматриваться на родительских собраниях и представляться через Публичный доклад
заведующего ДОУ ежегодно.

Определение возможных путей решения проблем

18

Таким образом, осуществляя проблемный анализ от результата к процессу и условиям,
отмечая факторы роста инновационной деятельности ДОУ, необходимы системные изменения
в образовательном учреждении и в формировании компетенций выпускника ДОУ.
Выделенные проблемы и пути их решения определяют перспективы развития ДОУ.
Обновления и реконструкции образовательного процесса не могут пройти одномоментно.
Программа развития на 2020-2024 гг. призвана осуществить переход от актуального
развития ДОУ к инновационному постепенно, обдуманно, исключая стрессы и
перегруженность деятельности, тем самым делая этот переход психологически комфортным
для всех участников педагогического процесса.
Направления
деятельности,
подвергшиеся
Возможные пути решения
анализу
Анализ результатов
 совершенствовать, корректировать
индивидуальные
охраны
и
образовательные программы с учётом динамики развития
укрепления
ребёнка и возможностей ДОУ;
физического
и
 расширять возможности оздоровительных услуг.
психического
 Сотрудничество с учреждениями социума по коррекции
здоровья
нарушений развития, оздоровлению детей.
воспитанников
Анализ результатов
 совершенствовать работу педагогического коллектива
образовательного
(искать эффективные формы) по развитию у детей
процесса в ДОУ
коммуникативных
навыков,
интеллектуальных
способностей, умений самостоятельно усваивать знания и
способы деятельности для решения новых задач (проблем),
поставленных как взрослым, так и самим собой,
способностей, предлагать собственный замысел и
самостоятельно
воплощать
его
в
продуктивной
деятельности;





расширять возможности и границы вариативных форм
работы в оказании специальной профессиональной помощи
детям с ограниченными возможностями здоровья, в том
числе инвалидам – воспитанникам ДОУ;
выявить возможности дополнительных образовательных
услуг.
осуществлять поиск эффективных путей взаимодействия
(индивидуально ориентированных) с родителями детей
нового поколения, привлечение их к совместному процессу
воспитания, образования, оздоровления, развития детей,
используя наряду с живым общением (безусловно,
приоритетным), современные технологии (Интернетресурсы, участие в разработке и реализации совместных
19

педагогических проектов, участие в управлении ДОУ и др.)
Анализ
кадрового
обеспечения
образовательного
процесса






Анализ материально
– технического и
финансового
обеспечения ДОУ



создать условия для успешной аттестации и увеличения
числа педагогов и специалистов с
высшей и первой
квалификационной категорией;
создать условия для стабильной работы педагогического
коллектива;
профессионально и эффективно использовать в работе
современные технологии ( в том числе ИКТ);
организовать мероприятия, способствующие повышению
педагогической компетентности младших воспитателей,
обучить их взаимодействию с детьми на основе
сотрудничества, взаимопонимания.
изыскание дополнительных финансовых средств для
осуществления поставленных задач за счёт привлечения
спонсорских средств, введения дополнительных платных
услуг, участия ДОУ конкурсах с материальным призовым
фондом.

Угрозы (опасности):
- угроза отставания в темпах внедрения инноваций в образовательный процесс;
- отсутствие ключевых компетенций в области информатизации образовательной среды у
отдельных педагогических работников;
- трудности в получении платных дополнительных услуг (большая часть контингента
обучающихся из неполных, материально необеспеченных, семей);
- стереотипность мышления педагогов.

Раздел II. Концепция развития детского сада
Актуальность разработки программы развития обусловлена модернизацией системы
образования Российской Федерации, а именно выход новых нормативных документов,
диктующих основные положения и нормы функционирования современного детского сада.
Ключевая идея развития детского сада ориентирует коллектив на создание качественного
образовательного пространства, способствующего развитию и саморазвитию всех участников
педагогического процесса: педагогов, воспитанников и их родителей (законных
представителей).
Качественное внедрение ФГОС в образовательном процессе требует комплекса мероприятий
по обновлению содержания и выбору технологий в образовательный процесс. Предстоит
дальнейшая работа по перестроению сознания педагогов с учебно-дисциплинарной модели
построения образовательного процесса и общения с детьми на модель личностноориентированную.
20

Существенные изменения в системе образования требуют изменений в квалификационном
уровне педагогов. Современный педагог должен обладать многими качествами:
компетентность, творчество, гуманность, нравственность, обладать точными знаниями
современных педагогических технологий и умело их применять в своей работе.
Основной вектор преобразований программы дошкольного образования, согласно
требованиям ФГОС ДО, направлен на ориентацию развития индивидуальных личностных
ресурсов ребенка, его творческих способностей и ведущих психических качеств. Личностноориентированный подход в центр образовательной системы ставит личность ребёнка,
обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее
природных потенциалов. Таким образом, прежняя исходная, приоритетная ориентация
образования только на цели государства сменяется личностной ориентацией.
С учетом эпидемиологической обстановки особое внимание следует уделить развитию
дистанционных образовательных технологий. Этот способ организации образовательной
деятельности отличается от очного и не может в полной мере заменить его. Однако в период
ограничительных мер он служит альтернативой для родителей, которые не готовы водить
детей в детский сад во время вспышки вирусных заболеваний, но желают, чтобы их дети
осваивали образовательную программу. Эта мера потребует существенного обновления
материально-технической базы и повышения ИТК компетенции педагогов.

Раздел III. Ключевые ориентиры Программы развития: миссия, цели, задачи, этапы
реализации и ожидаемые результаты
Миссия детского сада заключается в создании условий, обеспечивающих высокое качество
результатов образовательного процесса по формированию ключевых компетенций
дошкольников, опираясь на личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослого и
ребенка с учетом его психофизиологических особенностей и индивидуальных способностей.
Ключевые приоритеты развития детского сада до 2024 года:
эффективная реализация комплексной программы развития, воспитания и укрепления
здоровья детей раннего и дошкольного возраста, обеспечивающая условия для
развития способностей ребенка, приобщение его к основам здорового образа жизни,
формирование базовых качеств социально ориентированной личности, обогащенное
физическое, познавательное, социальное, эстетическое и речевое развитие;
 уточнение критериев оценки образовательной деятельности детей, внедрение
современных методик определения результативности в развитии детей;
 обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования,
преемственности дошкольного, дополнительного и семейного образования,
интеграции всех служб детского сада в вопросах развития детей;
 построение личностно-ориентированной системы образования и коррекционной
помощи, характеризующееся мобильностью, гибкостью, вариативностью,
индивидуализированностью подходов;


21

расширение участия коллектива, родительского актива и представителей социума в
выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений
относительно деятельности детского сада;
 создание системы поддержки способных и одаренных детей и педагогов через
конкурсы разного уровня, проектную деятельность;
 усиление роли комплексного психолого-педагогического сопровождения всех
субъектов образовательного процесса;
 повышение профессионального мастерства педагогов.


Целью программы является повышение конкурентных преимуществ детского сада в
условиях быстро меняющейся экономико-правовой среды.
Указанная цель будет достигнута в процессе решения следующих задач:








расширение спектра качественных образовательных, коррекционных и
информационно-консультативных услуг;
внедрение в практику детского сада новых форм работы с воспитанниками;
развитие сетевого взаимодействия;
мониторинг процесса реализации ФГОС ДО в детском саду;
повышение качества работы с одаренными детьми;
осуществление здоровьесбережения воспитанников.
Совершенствование структуры управления

Реализация программы основывается на принципах:
Гуманизации, предполагающей ориентацию взрослых на личность ребёнка:
•
Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов.
•
Обеспечение заинтересованности педагогов в результате своего труда.
•
Изменение организации предметно - пространственной развивающей среды с целью
обеспечения самостоятельной деятельности и творчества детей в соответствии с их
склонностями и социального заказа родителей.
•
Изменение содержания и форм совместной деятельности с детьми, введение
интеграции различных видов деятельности.
Демократизации, предполагающей совместное участие воспитателей и специалистов,
родителей в воспитании и образовании детей.
Дифференциации и интеграции, предусматривающей целостность и единство всех систем
учебной деятельности.
Принцип развивающего обучения предполагает использование новых развивающих
технологий образования и развития детей.
Принцип вариативности модели познавательной деятельности предполагает разнообразие
содержания, форм и методов с учетом целей развития и педагогической поддержки каждого
ребенка.
Принцип активности предполагает освоение ребенком программы через собственную
деятельность под руководством взрослого.
Этапы реализации Программы:
22

Первый этап реализации Программы развития: разработка документов, направленных на
методическое, кадровое и информационное обеспечение развития детского сада, организацию
промежуточного и итогового мониторинга реализации программы.
Второй этап реализации программы развития: реализация мероприятий, направленных на
достижение результатов программы, промежуточный мониторинг реализации мероприятий
программы, коррекция программы.
Третий этап реализации программы развития: итоговый мониторинг реализации мероприятий
программы, анализ динамики результатов, выявление проблем и путей их решения,
определение перспектив дальнейшего развития. Подведение итогов и постановка новых
стратегических задач развития.

Образ желаемого будущего:
Образ выпускника дошкольного образовательного учреждения
В ФГОС ДО целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования
представлены социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений
ребёнка, исходя из которых мы может описать качества личности выпускника нашего ДОУ.
Самостоятельность и инициативность. У ребёнка заложены основы для проявления
личной инициативы в различных видах деятельности. Он обладает творческим мышлением и
способен действовать не по шаблону, а достигать цели альтернативным способом.
Ребёнок способен самостоятельно ставить проблему, добывать необходимую
информацию для её решения, применять полученные знания в практической деятельности.
Ответственность и самоконтроль. Ребёнок обладает навыками самоконтроля, умеет
планировать, принимать решения и брать ответственность за них на себя, в том числе и по
отношению к другим людям. Ребёнок понимает значимость своих действий. Умеет брать на
себя такие обязанности, которые соответствуют его уровню развития и которые он может
выполнить.
Чувство уверенности в себе и позитивная самооценка. Ребёнок обладает способностью
составлять собственное мнение о себе и других людях, давать характеристику своим и чужим
поступкам. Ребёнок признает за собой и за другими право быть непохожими, со своими
интересами, привычками, умениями, а также национальными особенностями. Он знает свои
сильные стороны, имеет опыт преодоления трудностей, обладает чувством собственного
достоинства, а также имеет установку на положительное отношение к миру и другим людям.
Ребёнок овладевает начальными представлениями о ценности своего здоровья и
необходимостью вести здоровый образ жизни. Он подвижен, вынослив, может
контролировать свои движения и управлять ими.
Социально-коммуникативное развитие. У ребёнка сложились надёжные доверительные
отношения с родителями, педагогами. Он умеет устанавливать прочные дружеские
взаимоотношения со сверстниками.
Ребёнок проявляет любознательность в познании окружающего мира. Он умеет получать
знания через собственный опыт: исследования, игру, взаимодействие.
23

В любой момент ребёнок способен проявить сострадание, милосердие, оказать помощь
другому человеку.
Ребёнок не боится решать проблемы самостоятельно или обращаться за помощью к
сверстникам.
Использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний. У ребёнка развито
умение и привычка слушать собеседника, делиться своими мыслями и точкой зрения. Он
обладает первичными навыками публичного выступления.
Выпускник детского сада обладает начальными знаниями о правилах и нормах жизни в
семье, детском саду, обществе в целом, приобретает основы правового поведения.
Независимое и критическое мышление. Ребёнок обладает способностью самостоятельно
мыслить, логически рассуждать, обладает навыками простейшего абстрагирования, умеет
самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы.
Выпускник способен к принятию обоснованных решений (отклонить, согласиться или
отложить) исходя из анализа собственного опыта и мнения собеседников, обладает гибкостью
суждений.
Все критерии образа выпускника будут зависеть от индивидуальных особенностей и
возможностей детей. Но максимально возможно приближены к критериям.
Иными словами, мы должны выпустить ребенка максимально скорректировав его
физическое и психическое здоровье, приспособленного к условиям окружающей социальной
среды, эмоционально раскрепощенного, легко идущего на контакт с взрослыми и
сверстниками, имеющего стремление к поддержанию здорового образа жизни, с развитым в
соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями интеллектом и творческим
потенциалом.
Образ педагога дошкольного образовательного учреждения
Ключевым условием для формирования компетенций ребенка является педагог со своими
особыми компетенциями. Универсальные требования к педагогу сформулированы в
профессиональном стандарте педагога (приказ Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации № 544н от «18» октября 2013г.) и в ФГОС ДО, представленные в виде
трудовых действий, необходимых умений, знаний и других характеристик.
Кроме этого, каждый педагог нашего детского сада разделяет и следует ценностям,
формирующим корпоративный дух организации. Личность может воспитать только личность.
Качество дошкольного воспитания во многом определяется характером общения
взрослого и ребенка. Проанализировав стиль общения педагогов детского сада с детьми, мы
пришли к выводу, что большинство из них, приняли новую тактику общения – субъект субъектное отношение, основанное на принципах сотрудничества, в котором позиция
педагога исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.
Анализируя основные цели и направления деятельности детского сада в будущем,
можно определить следующую модель педагога детского сада (как желаемый результат):
1. Профессионализм воспитателя:
• имеет необходимую педагогическую и психологическую подготовку;
• владеет основами необходимых знаний и умений согласно нормативным документам;
24

• свободно ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях
обучения, воспитания и здоровье формирования, использует их как основу в своей
педагогической деятельности;
• владеет умением планировать и оценивать уровень развития детей своей группы;
• умело использует элементарные средства диагностики и коррекции индивидуальных
особенностей детей при реализации дифференцированного подхода;
• владеет педагогической техникой: речью, умением сконцентрировать внимание детей
на решение педагогических задач, используя личностно-ориентированную модель
взаимодействия с детьми;
• проявляет творчество и интерес к педагогической деятельности;
• умеет работать с техническими средствами обучения, видит перспективу применения
ИКТ в образовательном процессе;
• стимулирует активность детей в образовательной деятельности, их увлеченность
познавательными и практическими заданиями, их потребность в самостоятельном добывании
знаний, потребность к творческой переработке усвоенного материала;
• реализует систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения
воспитанников и их родителей;
 владеет работой с детьми с ОВЗ, инвалидами;
• владеет способами оптимизации образовательного процесса путем включения в него
новых форм дошкольного образования, расширения перечня дополнительных
образовательных и оздоровительных услуг.
2. Проявление организационно-методических умений:
• использует в работе новаторские методики;
• включает родителей в деятельность, направленную на создание условий,
способствующих развитию, оздоровлению и воспитанию их детей; формирует у родителей
позитивное отношение к овладению знаниями педагогики и психологии;
• владеет навыками анализа, прогнозирования и планирования своей деятельности.
3. Личностные качества педагога:
• четко представляет себе цели и задачи, стоящие перед современным образованием,
стремится к максимальному личному вкладу в скорейшее осуществление прогрессивных
преобразований;
• имеет четко выработанную жизненную позицию, не противоречащую моральным
нормам общества;
• обладает развитой эмпатией: эмоциональной отзывчивостью на переживание ребенка,
чуткостью, доброжелательностью, заботливостью, тактичностью;
• владеет педагогическим тактом, умеет сохранять личное достоинство, не ущемляя
самолюбия детей, их родителей, коллег по работе;
• обладает рефлексивными умениями: умением размышлять над причинами успехов и
неудач, ошибок и затруднений в воспитании и обучении детей;
• креативен;
• воплощает идеи гуманизации педагогического процесса;
25

• развивает коммуникативно-адаптивные механизмы своей личности и личности ребенка
с целью успешной интеграции в социуме;
• ведет работу по организации тесного взаимодействия медико-педагогического
персонала учреждения, родителей и социума.
Таким образом, обе модели педагога и ребенка-выпускника отражают приоритеты в
развитии ДОУ, основные характеристики желаемого будущего.
Модель будущего детского сада (как желаемый результат)
Модель нового модернизированного дошкольного образовательного учреждения должна
представлять собой детский сад, имеющий опыт работы ( в том числе и дистанционных
технологий) по коррекции и развитию физических и психических функций организма,
воспитанию детей с 2 мес. до 7 лет, их социализации и самореализации.
Перспектива новой модели организации предполагает:
 эффективную реализацию образовательной программы, программы воспитания,
укрепления здоровья детей раннего и дошкольного возраста, обеспечивающие условия для
развития способностей ребенка, приобщение его к основам здорового образа жизни,
формирование базовых качеств социально ориентированной личности, обогащенное
физическое, познавательное, социальное, эстетическое и речевое развитие;
 обеспечение преемственности дошкольного образования и начальной ступени
школьного образования, преемственности дошкольного, дополнительного и семейного
образования, интеграции всех служб детского сада в вопросах развития детей;
 личностно-ориентированную систему образования и коррекционной помощи,
характеризующуюся мобильностью, гибкостью, вариативностью, индивидуализированностью
подходов;
 расширение участия коллектива, родительского актива и представителей социума в
выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений относительно
деятельности учреждения;
 обновленную нормативно-правовую, финансово-экономическую, материальнотехническую и кадровую базы для обеспечения широкого развития новых форм ( в том числе
дистанционных технологий)дошкольного образования;
 четкое распределение и согласование компетенций и полномочий, функций и
ответственности всех субъектов образовательного процесса;
 усиление роли комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения всех
субъектов образовательного процесса;
 принципиально новую предметно-развивающую среду, в которой бы сами предметы,
материалы, игрушки и пособия содержали бы элементы обучения и развития, возможность
самостоятельного поведения;
 высокую конкурентоспособность образовательного учреждения путем включения в
педагогический процесс новых форм дошкольного образования, а также расширения сферы
образовательных услуг, предоставляемых воспитанникам и неорганизованным детям
населения.
26


Такова модель будущего учреждения, которое видится нам в результате реализации
программы развития.
Всё вышеизложенное определяет основную линию концепции Программы развития
ДОУ на 2020-2024 гг.
Для создания модели современной дошкольной образовательной организации
необходим переход к образовательной модели с ведущим фактором индивидуальноличностного и интерактивного взаимодействия.
Раздел IV. Мероприятия по реализации программы развития
Критерии оценки эффективности и реализации Программы
Согласованность основных направлений и приоритетов программы с федеральными,
региональными и муниципальными нормативно-правовыми документами в области
образования.





Реализация учреждением ФГОС дошкольного образования.
Рост личностных достижений всех субъектов образовательного процесса.
Рост материально-технического и ресурсного обеспечения ДОУ.
Удовлетворенность всех участников образовательного процесса уровнем и качеством
предоставляемых ДОУ услуг.

Целевые индикаторы.
Для воспитанников и родителей:
•каждому воспитаннику будут предоставлены условия для полноценного личностного роста;
•хорошее состояние здоровья детей будет способствовать повышению качества их
образования;
•обеспечение индивидуального педагогического сопровождения для каждого воспитанника
МБДОУ;
•каждой семье будет предоставлена консультативная помощь в воспитании и развитии детей,
право участия и контроля в образовательной программе МБДОУ, возможность выбора
дополнительных программ развития;
•качество сформированности ключевых компетенций детей будет способствовать успешному
обучению ребёнка в школе;
•система дополнительного образования доступна и качественна.
Для педагогов:
•каждому педагогу будет предоставлена возможность для повышения профессионального
мастерства;
•квалификация педагогов позволит обеспечить сформированность ключевых компетенций
дошкольника;
•будет дальнейшее развитие условий для успешного освоения педагогических технологий;
•поддержка инновационной деятельности.
Для МБДОУ д/с № 64
27

•будет налажена система управления качеством образования дошкольников;
•органы государственно - общественного самоуправления учреждением способствуют
повышению качества образования детей;
•развитие сотрудничества с другими социальными системами;
•будут обновляться, и развиваться материально - технические и социальные условия
пребывания детей в учреждении.
Основные направления Программы развития ДОУ. Стратегия и тактика перехода ДОУ
в новое состояние.
1. Обеспечение коррекции, охраны и укрепления физического и психического
здоровья воспитанников на основе научно обоснованных технологий.
2. Обеспечение возможности самореализации личности дошкольника, создание
условий для успешной социализации и гражданского становления личности
воспитанников.
3. Развитие потенциала педагогического коллектива и кадровое обновление.
Качественное взаимодействие с родителями (законными представителями в
вопросах компетенций развития ребенка.
4. Совершенствование системы управления качеством образования в ДОУ.

Общие мероприятия и направления деятельности
Общие
мероприятия
деятельности

и

направления 2021 2022 2023 2024

Ответственные

Совершенствование системы управления
Задачи:
Организовать эффективное взаимодействие всех специалистов ДОУ для выполнения требований по
созданию условий осуществления образовательного процесса.
Создать систему методического и дидактического обеспечения образовательной деятельности, удобную
для использования её педагогами в ежедневной работе.

Внесение изменений и дополнений в документы, *
регламентирующие деятельность ДОУ в связи с
изменяющимися условиями
Внедрение
информационных
технологий
в *
образовательный и управленческий процесс
Безопасность
образовательного
процесса: *
Построение динамичной, развивающей среды в
соответствии с ФГОС ДО.

*

*

*

Заведующий ДОУ,

*

*

*

Заведующий ДОУ

*

Зам.зав. по ВМР
Заведующий ДОУ

*

*

Зам.зав. по ВМР

28

Укрепление связей с имеющимися ресурсными *
партнерами и поиск новых ресурсных партнеров

*

*

*

Заведующий ДОУ

Усиление роли родителей и признание за ними *
права участия при решении важнейших вопросов
обеспечения образовательного процесса (Советы
родителей групп, общесадовский Совет родителей.)
-Поиск и внедрение новых форм и методов *

*

*

*

Заведующий ДОУ,
зам.зав. по ВМР

*

*

*

Заведующий ДОУ,
зам.зав. по ВМР

приобщения родителей к жизнедеятельности ДОУ,
с использованием ИКТ.

*
*
*
Заведующий ДОУ,
Создание материально-технических и финансовых *
условий для работы ДОУ. (приобретение нового
современного оборудования, пособий, оргтехники и
др.)
Ожидаемый результат: Повышение качества образовательного процесса.
Обеспечение коррекции, охраны и укрепления физического и психического здоровья
воспитанников на основе научно обоснованных технологий.
Поддержание и укрепление имеющихся связей с *
ресурсными партнерами. Расширение связей с
учреждениями спорта, здравоохранения
*
Расширение спектра предоставляемых
оздоровительных услуг

*

*

*

Заведующий ДОУ,
зам.зав. по ВМР

*

*

*

*

*

*

*

Заведующий ДОУ,
зам.зав. по ВМР,
Педагоги ДОУ
зам.зав. по ВМР,
Педагоги ДОУ

*

*

*

*

зам.зав. по ВМР,
Педагоги ДОУ

*

*

*

*

Заведующий ДОУ,
медсестра

приведение
программно-методического *
обеспечения в соответствие требованиям ФГОС
ДО, обновление спортивного оборудования;
*
- внедрение современных форм осуществления
физультурно- оздоровительных мероприятий;

*

*

*

зам.зав. по ВМР,
Педагоги ДОУ

*

*

*

зам.зав. по ВМР,
Педагоги ДОУ

Валеологическое образование семьи,
Формирование у детей культуры здорового образа
жизни
Усиление утреннего фильтра

29

Развитие потенциала педагогического коллектива и кадровое обновление. Качественное
взаимодействие с родителями(законными представителями в вопросах компетенций
развития ребенка.
Задачи:
Создать условия для цифровизации образования в ДОУ.
Обучить педагогов новым инновационным технологиям взаимодействия с детьми при
построении образовательного процесса, в том числе использованию цифровых образовательных
технологий. Разработать системный подход к организации непрерывного образования
сотрудников
Ориентировать педагогов на приоритет воспитательной работы.
Вовлекать родителей в построение индивидуального образовательного маршрута ребенка,
посредством выявления индивидуальных особенностей воспитанников, учитывая его
психическое и физическое здоровье.
Привлечь социальных партнёров для совместной работы. Повысить мотивацию педагогов для
участия в конкурсном движении.
Поиск и внедрение методов повышения *
*
*
*
Заведующий ДОУ,
мотивации к личностному и профессиональному
зам.зав. по ВМР
росту педагогов.
Повышение
профессионального
мастерства *
*
*
*
Заведующий ДОУ,
педагогов, обучение молодых специалистов,
зам.зав. по ВМР
участие в конкурсном движении
Внедрение информационных технологий в *
*
*
*
Заведующий ДОУ,
образовательный
процесс,
повышение
зам.зав. по ВМР
ИТК компетенции педагогов
Электронное
сопровождение
документов *
*
*
*
Заведующий ДОУ,
(планирование,
диагностики,
отчеты,
зам.зав. по ВМР,
сопровождение сайта ДОУ т.д.)
педагоги ДОУ
*
*
*
*
Заведующий ДОУ,
- Формирование компетенций педагогов для
работы с детьми – инвалидами и ОВЗ;
зам.зав. по ВМР
-создание условий для обобщения и
*
*
*
*
Заведующий ДОУ,
распространения педагогами успешного
зам.зав. по ВМР
педагогического опыта;
Расширение связей с учреждениями культуры и *
*
*
*
Заведующий ДОУ,
общественными организациями.
зам.зав. по ВМР
Обновление содержания и форм деятельности для *
*
*
*
Заведующий ДОУ,
родителей ( в том числе дистанционных)
зам.зав. по ВМР,
педагоги ДОУ
– консультирование участников образовательных *
*
*
*
зам.зав. по ВМР,
отношений организации по различным нарушениям
педагоги,
развития ребенка ( в том числе по логопедическим
специалисты ДОУ
проблемам воспитанников);
30

Использование сайта ДОУ и других средств для
*
*
*
*
Заведующий ДОУ
Организации
дистанционного
образования,
зам.зав. по ВМР,
проведения
родительских
собраний
и
педагоги,
консультирования (в т.ч. платформы Zoom)
специалисты ДОУ
Опрос родителей на предмет удовлетворенности *
*
*
*
Заведующий ДОУ,
созданными условиями для детей в ДОУ, качеством
зам.зав. по ВМР
деятельности
Ожидаемый результат:
Освоенные педагогами современные технологии, в том числе ИКТ.
Применение инновационных образовательных технологий взаимодействия с детьми ,
родителями, и социальными партнерами.
Освоенные педагогами технологии работы с детьми с разными нарушениями развития ( в том
числе с логопедическими проблемами)
Обеспечение конкурентоспособности ДОУ в городе.
Обеспечение возможности самореализации личности дошкольника, создание условий для
успешной социализации и гражданского становления личности воспитанников
Задачи:

Успешное освоение детьми АООП и ООП,
Обеспечение равных стартовых возможностей детям в том числе с ОВЗ
Составить и реализовать программу воспитания и календарный план ее реализации.
Качественная
разработка
программного *
обеспечения образовательного процесса ДОУ

*

*

*

Выявление и оказание поддержки одаренным и *
творческих детям

*

*

*

Диагностика всех воспитанников на выявление *
речевых нарушений;
–
проведение
логопедической
работы
с *
воспитанниками;

*

*

*

*

*

*

Учитель – логопед,
педагоги ДОУ

-оказание психолого-педагогической поддержки
и помощи воспитанникам с ОВЗ,
-Разработать Программу воспитания и внедрить ее

*

*

*

ППк

*
*

-анализ внедрения Программы воспитания

*

*

*

Разработка
и коррекция календарных планов *
воспитательной работы

*

*

*

зам.зав. по ВМР
специалисты,
педагоги
зам.зав. по ВМР
специалисты,
педагоги
Учитель - логопед

Творческая группа
педагогов
Творческая группа
педагогов
Педагоги
и
специалисты ДОУ

Качественная коррекция нарушений развития детей
31

(в том числе логопедических проблем).
Ожидаемый результат:
Успешное освоение детьми образовательной программы и программы воспитания.
Обеспечение всем детям равных стартовых возможностей в том числе с ОВЗ.
Выявление и оказание поддержки одаренным и творческим детям.
Развитие материально – технической базы
Задачи: Создать материально – техническую базу ДОУ для оптимальной реализации
образовательных программ, согласно ФГОС ДО
Приобрести необходимые пособия для детей с ОВЗ и детей – инвалидов для оптимального
освоения адаптированных образовательных программ.
учебно-наглядные средства: обучающие и игровые *
*
*
*
Заведующий ДОУ,
программы, аудиотексты и видеофильмы, печатные
зам.зав. по ВМР
плакаты, таблицы по разным направлениям.
учебная техника: материалы и пособия для детского *
*
*
*
Заведующий ДОУ
экспериментирования,
технические
средства
административно- *
*
*
*
Заведующий ДОУ
хозяйственного управления учебным процессом:
средства
образовательных
телекоммуникационных
сетей: локальных – внутри ДОУ; технические средства
для проведения культурно-массовых воспитательных
мероприятий;
средства экстренного оповещения,
пожарной и охранной сигнализации.
специализированная
мебель
и
оргсредства: *
*
*
*
Заведующий ДОУ
максимальная доступность окружающей среды детям –
инвалидам, специальные удерживающие устройства,
инвалидные прогулочные кресла, столы и стулья,
шкафы
для
хранения
средств
обучения,
мультифункциональные
доски,
множительная
полиграфическая техника и т.п.
Ожидаемый результат: обеспечение возможности применять инновационные технологии при
построении работы с детьми, управленческой деятельности, работы с родителями и учреждениями
социума для оптимизации образовательного процесса, в том числе с детьми с ОВЗ и детьми –
инвалидами.
Оценка качества реализованных мероприятий

Мониторинг психолого-педагогических условий,
созданных в ДОУ для качественной реализации
образовательных программ
Мониторинг здоровьесбережения дошкольников, в *
том числе детей – инвалидов и с ОВЗ

*

*

*

*

Заведующий ДОУ,
зам.зав. по ВМР,
творческая гр.
ППк
32

Анализ результатов мониторинга индивидуального *
развития воспитанников, участия в творческих,
интеллектуальных конкурсах
Оценка уровня включенности педагогов
и *
родителей в инновационную деятельность ДОУ

*

*

*

зам.зав. по ВМР,
Педагоги ДОУ

*

*

*

Заведующий ДОУ,
зам.зав. по ВМР,

Проведение проблемно-ориентированного анализа *
состояния
МТБ
обеспечивающего
функционирование ДОУ; реализацию ООП, АООП
Анализ кадрового развития. Оценка качества *
участия педагогов в конкурсах профессионального
мастерства, мероприятиях по распространению
опыта педагогической деятельности педагогов
*

*

*

*

*

*

*

Заведующий ДОУ,
зам.зав. по ВМР
завхоз
Заведующий ДОУ,
зам.зав. по ВМР

*

*

*

Анализ качества управленческой деятельности
Проведение корректировки мероприятий
по
реализации Программы Развития в соответствии с
результатами мониторинга
Предоставление аналитического материала на *
Педагогическом совете ДОУ, общем родительском
собрании, размещение самоанализа и публичного
доклада на сайте ДОУ

*

*

*

*

*
Определение проблем
Программы Развития

для

разработки

новой

Заведующий ДОУ,
зам.зав. по ВМР,
педагоги.
Заведующий ДОУ,
завхоз. зам.зав. по
ВМР
Заведующий ДОУ,
зам.зав. по ВМР

Заведующий ДОУ,
завхоз зам.зав. по
ВМР

Раздел IV. Мониторинг реализации программы развития
Ожидаемые результаты

Критерии эффективности

Улучшение качества предоставляемых
образовательных услуг через обновление
структуры и содержания образовательного
процесса с учетом внедрения инновационных
подходов

Устойчивая положительная динамика
образовательных достижений воспитанников
и состояния их здоровья. Рост
удовлетворенности родителей учащихся
качеством образовательных услуг по
результатам анкетирования

Повышение эффективности психологопедагогической помощи детского сада

Стабильная положительная динамика в
вопросах поддержания и укрепления здоровья
33

воспитанников, приобщения к здоровому
образу жизни заинтересованного взрослого
населения.
Интеграции детей с различным состоянием
здоровья, уровнем развития, степенью
адаптированности в условиях
дифференцированных микрогрупп для
достижения максимального качества
образовательного процесса.
Создания целостной системы, в которой все
этапы работы с ребенком, были бы
взаимосвязаны.
Дальнейшая
информатизация образовательного процесса
и управления

Увеличение доли использования ИКТинструментов в образовательном процессе и
администрировании

Расширение перечня образовательных
возможностей, социально-образовательных
партнерств

Детский сад налаживает сетевое
взаимодействие с другими организациями для
образовательного и иных видов
сотрудничества

Повышение эффективности системы по
работе с одаренными и талантливыми детьми

Повышение результативности по выявлению,
поддержке и сопровождению одаренных
детей и рост результативности
интеллектуально-творческих достижений

Модернизация образовательной среды:
Увеличение доли современного учебного
пополнение материально-технических
ИКТ-оборудования и программного
ресурсов детского сада современным учебным обеспечения
компьютерным оборудованием и
программным обеспечением
Список литературы
Басанова, Е.Н. Составление и реализация программы развития ДОУ - нормативной
модели инновационного процесса. - Арх., 2005
2.
Белая, К.Ю. «Инновационная деятельность ДОУ».- М., ТЦ Сфера, 2004г.
3.
Богославец Л.Г., Майер А.А. «Управление качеством дошкольного образования.
Методическое пособие». М., ТЦ «Сфера», 2009г.
4.
Жукова
Л.П.
«Государственно-общественное
управление
в
дошкольных
образовательных организациях» М.,2016.
5.
Конвенция ООН о правах инвалидов, 2006;
6.
Конвенция ООН о правах ребенка, 1989;
7.
Конституция Российской Федерации, 1993;

1.

34

Концепция долгосрочного социально -экономического развития Российской
Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р;
9.
Лебедева С.С. Маневцова Л.М. «Управление инновационным дошкольным
образовательным учреждением в условиях социального партнерства» С.-Пб, Детство -Пресс,
2005г.
10.
Майер А.А. «Управление инновационными процессами в ДОУ» М., ТЦ «Сфера»,2008г.
11.
Микляева Н.В. «Программа развития и образовательная программа ДОУ: технология
составления, концепция» М., Айрис Пресс, 2007г.
12.
Микляева
Н.В.,
Микляева
Ю.В.,
Толстикова
С.Н.
«Детский
сад
будущего.Методическое пособие». М., ТЦ «Сфера», 2010г.
13.
Прикот О.Г., В.Н. Виноградов «Проектное управление развитием образовательной
организации» Серия «Библиотека журнала «Директор школы» М.,
2015.
14.
Программно-целевое управление развитием образования: опыт, проблемы,
перспективы» (под редакцией А.М. Моисеева) М.; Педагогическое общество России,1999г.
15.Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р;
16.Федеральный закон РФ от 29.12.2012№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

8.

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».